Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Чехов А.П.

Этапы творчества Чехова, их характеристика (конспект лекции)

  • Статья
  • Еще по теме

1. Характеристика творчества

2. Первый этап

3. Второй этап

4. Третий этап

1. Характеристика творчества

Антон Павлович Чехов (1860—1904) — один из выдающихся русских писателей конца XIX в., творчество которого:

      делится на три этапа, для каждого из которых характерны своя тематика и жанровое своеобразие;

      включает в себя и рассказы, и драматические произведения.

2. Первый этап

Первый этап творчества продолжается с начала до середины 80-х гг. XIX в.

Будучи еще студентом медицинского факультета МГУ, Чехов начинает писать рассказы и посылает их в московские юмористические журналы ("Стрекоза", "Будильник", "Зритель", "Москва", "Осколки") и в "Петербургскую газету" под псевдонимами "Брат моего брата", "Человек без Селезенки", "Антоша Чехонте".

За этот период было создано огромное количество рассказов:

      1880 г. - первый ("Письмо ученому соседу");

      1882 — 1887 гг. — сборник "Сказки Мельпомены" ("Жизнь прекрасна", "Руководство для желающих жениться", "Смерть чиновника", "Толстый и тонкий", "Хамелеон", "Брожение умов" и т. д.);

      1887 г. — пьеса "Иванов".

Характеристика ранних рассказов:

      отсутствие глубины образов;

      освещение следующих сторон российской обывательской жизни:

•        обрядовая сторона церковной жизни;

•        семейно-бытовые сцены;

•        служебно-бытовые отношения;

•        некоторые общественные явления.

3. Второй этап

Второй этап длится с середины 80-х до начала 90-х гг. XIX в.

За этот период:

      выходят сборники — "Пестрые рассказы" (1986), "В сумерках" (1987), "Невинные речи" (1987), "Рассказы" (1988), "Хмурые люди" (1890);

      появляются рассказы "Человек в футляре", "Дом с мезонином", "Дама с собачкой", "Палата № 6", "Тоска", "Попрыгунья" и др.;

      осваиваются новые жанры:

•        повесть;

•        рассказ-состояние;

•        путевой набросок;

      автор отказывается от юмористического подхода к жизни и переходит к проблемам общественно-политического характера:

      характеры и портреты героев приобретают остроту;

      в тематике преобладает разоблачение тупого, сонного российского обывателя, показ его тусклой жизни, невежества, дикости, жестокости.

4. Третий этап

Третий этап — с начала 90-х гг. XIX в. до начала XX в. (1900-е гг.).

За этот период:

      Чехов активно осваивает новый жанр - драматическое произведение:

•        создает новую пьесу "Чайка". Ее премьера в 1896 г. в Петербурге в Александрийском театре оборачивается провалом, но в Москве в 1898 г. постановка "Чайки" во МХАТе имеет небывалый успех;

•        "Дядя Ваня" (1899);

•        "Три сестры" (1899);

•        "Вишневый сад" (1903);

      пишет рассказы:

•        "Учитель словесности" (1894);

•        "Человек в футляре" (1898);

•        "Крыжовник" (1898);

•        "О любви" (1898);

•        "Ионыч" (1898);

•        "Душечка" (1899);

•        "Невеста" (1903).

Темы, разрабатываемые Чеховым на этом этапе:

      невозможность жить по-старому и желание перемен;

      правда и красота как главные составляющие жизни человека;

      осуждение духовной "спячки", малодушия, нежелания жить полной жизнью и приверженности обыденности и пошлости;

      оскудение и гибель настоящих дворянских семей;

      желание показать пробуждение человека, его стремление к новой жизни и желание порвать цепи старого быта и "вязкого" благополучия ("Учи гель словесности");

      нравственное перерождение интеллигентного человека ("Ионыч");

      "футлярная" жизнь, в которой властвует мещанство и теряется человеческая душа, а сам человек лишается своих лучших душевных качеств и становится угрюмым, замкнутым, раздражительным, педантичным до патологии ("Человек в футляре", "Крыжовник", "О любви");

      освещение различных вариантов женского характера:

•        излишне любвеобильных и иногда пустых и неискренних, неспособных на истинную любовь ("Душечка");

•        героических и стремящихся уйти от пошлости жизни и "футлярства" даже ценой отказа от ранее сформированных идеалов ("Невеста").

Источник: Галустова О.В. История русской литературы: Конспект лекций. - М.: А-Приор, 2006

Понравился материал?
68
Рассказать друзьям:
Просмотров: 31654