Этапы творчества Чехова, их характеристика (конспект лекции)
1. Характеристика творчества 2. Первый этап 3. Второй этап 4. Третий этап 1. Характеристика творчестваАнтон Павлович Чехов (1860—1904) — один из выдающихся русских писателей конца XIX в., творчество которого: ✓ делится на три этапа, для каждого из которых характерны своя тематика и жанровое своеобразие; ✓ включает в себя и рассказы, и драматические произведения. 2. Первый этапПервый этап творчества продолжается с начала до середины 80-х гг. XIX в. Будучи еще студентом медицинского факультета МГУ, Чехов начинает писать рассказы и посылает их в московские юмористические журналы ("Стрекоза", "Будильник", "Зритель", "Москва", "Осколки") и в "Петербургскую газету" под псевдонимами "Брат моего брата", "Человек без Селезенки", "Антоша Чехонте". За этот период было создано огромное количество рассказов: ✓ 1880 г. - первый ("Письмо ученому соседу"); ✓ 1882 — 1887 гг. — сборник "Сказки Мельпомены" ("Жизнь прекрасна", "Руководство для желающих жениться", "Смерть чиновника", "Толстый и тонкий", "Хамелеон", "Брожение умов" и т. д.); ✓ 1887 г. — пьеса "Иванов". Характеристика ранних рассказов: ✓ отсутствие глубины образов; ✓ освещение следующих сторон российской обывательской жизни: • обрядовая сторона церковной жизни; • семейно-бытовые сцены; • служебно-бытовые отношения; • некоторые общественные явления. 3. Второй этапВторой этап длится с середины 80-х до начала 90-х гг. XIX в. За этот период: ✓ выходят сборники — "Пестрые рассказы" (1986), "В сумерках" (1987), "Невинные речи" (1987), "Рассказы" (1988), "Хмурые люди" (1890); ✓ появляются рассказы "Человек в футляре", "Дом с мезонином", "Дама с собачкой", "Палата № 6", "Тоска", "Попрыгунья" и др.; ✓ осваиваются новые жанры: • повесть; • рассказ-состояние; • путевой набросок; ✓ автор отказывается от юмористического подхода к жизни и переходит к проблемам общественно-политического характера: ✓ характеры и портреты героев приобретают остроту; ✓ в тематике преобладает разоблачение тупого, сонного российского обывателя, показ его тусклой жизни, невежества, дикости, жестокости. 4. Третий этапТретий этап — с начала 90-х гг. XIX в. до начала XX в. (1900-е гг.). За этот период: ✓ Чехов активно осваивает новый жанр - драматическое произведение: • создает новую пьесу "Чайка". Ее премьера в 1896 г. в Петербурге в Александрийском театре оборачивается провалом, но в Москве в 1898 г. постановка "Чайки" во МХАТе имеет небывалый успех; • "Дядя Ваня" (1899); • "Три сестры" (1899); • "Вишневый сад" (1903); ✓ пишет рассказы: • "Учитель словесности" (1894); • "Человек в футляре" (1898); • "Крыжовник" (1898); • "О любви" (1898); • "Ионыч" (1898); • "Душечка" (1899); • "Невеста" (1903). Темы, разрабатываемые Чеховым на этом этапе: ✓ невозможность жить по-старому и желание перемен; ✓ правда и красота как главные составляющие жизни человека; ✓ осуждение духовной "спячки", малодушия, нежелания жить полной жизнью и приверженности обыденности и пошлости; ✓ оскудение и гибель настоящих дворянских семей; ✓ желание показать пробуждение человека, его стремление к новой жизни и желание порвать цепи старого быта и "вязкого" благополучия ("Учи гель словесности"); ✓ нравственное перерождение интеллигентного человека ("Ионыч"); ✓ "футлярная" жизнь, в которой властвует мещанство и теряется человеческая душа, а сам человек лишается своих лучших душевных качеств и становится угрюмым, замкнутым, раздражительным, педантичным до патологии ("Человек в футляре", "Крыжовник", "О любви"); ✓ освещение различных вариантов женского характера: • излишне любвеобильных и иногда пустых и неискренних, неспособных на истинную любовь ("Душечка"); • героических и стремящихся уйти от пошлости жизни и "футлярства" даже ценой отказа от ранее сформированных идеалов ("Невеста"). Источник: Галустова О.В. История русской литературы: Конспект лекций. - М.: А-Приор, 2006 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 34007
| |