Анализ рассказа "Студент" Чехова А.П.
В прозе Чехова тема прозрения часто связана с темой пути. В начале рассказа «Студент» (1894) голодный и продрогший студент духовной академии, Иван Великопольский, возвращается с охоты. Он раздражен резкой сменой весенней погоды («Запахло зимой») и в этот момент по-особому воспринимает время, связывая его с идеей дурной повторяемости. По отношению к российской жизни такое понимание времени приводит студента к мысли о безысходности: холодный ветер дул «и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре», в России веками, как представляется молодому человеку, стоят «лютая бедность, голод ... невежество, тоска ... пустыня кругом, мрак, чувство гнета». В этом случае вывод юноши предельно пессимистичен: «все эти ужасы были, есть и будут». Однако время действия в рассказе особенное — это Великая пятница. В мире религиозных представлений повторяемость имеет иное значение. Во время Великого поста православный человек вновь и вновь совершает «паломничество к самым истокам православной веры», где ему «вновь открывается, как должен жить православный человек». У костра на вдовьих огородах студент заговаривает с двумя женщинами, напоминая о всенощной накануне Великого четверга, посвященной Тайной вечери, и об утрени Великой пятницы с чтением двенадцати Евангелий. Молодого человека и двух баб объединяет общее знание и совместное переживание евангельских событий. Студент толкует евангельскую историю, и психологически ему близки переживания Петра, за день трижды отрекшегося от Христа. Толкование студента приходится на самый скорбный день Страстной недели. Рыдания евангельского Петра отозвались во всхлипывании простой Василисы. Радость осознания глубинной связи между людьми охватила и душу студента. События, как ему представляется, вытекают одно из другого, их непрерывная цепь связывает прошлое и настояпдее. Молодому человеку казалось, что «он только что видел оба конца этой цепи: дотронулся до одного конца, как тронулся другой». Ограниченность представлений студента о жизни преодолевается, и его душа проникает к живым истокам христианской духовности. Настораживающее чеховское «казалось», дважды повторенное в двух последних абзацах рассказа, отнюдь не ставит под сомнение духовные обретения героя: оно настойчиво напоминает читателю о сложностях пути, открывающегося перед молодым человеком. Источник: История русской литературы XIX века: в 3 т. Т. 3 / под ред. О.В. Евдокимовой. - М.: "Академия", 2012 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 1045
| |