Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Чехов А.П.

Анализ рассказа Чехова "Тоска"

  • Статья
  • Еще по теме

Героем рассказа «Тоска» (1886) стал деревенский человек Иона Потапов, занимающийся извозом в Петербурге. Накануне у него умер единственный сын. Речь повествователя передает состояние героя, а в одном из абзацев последней части рассказа она сменяется несоб­ственно-прямой речью: «Скоро будет неделя, как умер сын, а он еще путем не говорил ни с кем... Нужно поговорить с толком, с расста­новкой... Надо рассказать. <...> Нужно описать похороны. <...> В де­ревне осталась дочка Анисья... И про нее нужно поговорить...». Повторение ударных зачинов («Нужно», «Надо», «Нужно») и незаконченных предложений, в тексте графически отмеченных троеточием, создает ритмическое движение фраз, которое выражает пе­реживания героя.

Изображение в аспекте героя не становится для автора препят­ствием в его стремлении осветить ситуацию всеохватно. Чехов вы­страивает свой рассказ таким образом, что читатель получает воз­можность посмотреть на происходящее и со стороны горюющего де­ревенского человека, и со стороны городских людей. Деревенский человек твердо уверен, что он должен рассказать историю про сына, а его «слушатель должен охать, вздыхать, причитывать...». И вот в большом городе несчастный отец попытался завязать разго­вор то с военным, отправившемся на Выборгскую сторону, то с мо­лодыми людьми, спешащими к Полицейскому мосту, но никто из и их не захотел выслушать его историю. К горю извозчика все эти ез­доки оказались глухи, однако читатель понимает, что Иона Потапов иряд ли был вправе ожидать от них искреннего сочувствия: в боль­шом городе с несчастным отцом их свел всего лишь мимолетный случай. В третий раз Иона Потапов обращается уже к одному из сво­их — к молодому извозчику, однако и тот, засыпая, не реагирует на сообщение старика о смерти сына. В городе нет тесной связи между людьми, здесь не найти слушателя, который «должен охать, вздыхать, причитывать...». Понимая это, читатель, тем не менее, вряд ли смо­жет принять сторону людей равнодушных к горю Ионы: человек вез­де вправе рассчитывать на сопереживание.

Ионе Потапову легче рассказать свою историю, чем «думать и ри­совать» себе образ сына, последнее для него «невыносимо жутко». В конце дня извозчик, наконец, нашел единственного слу­шателя, им оказалась его собственная лошадь, сопровождавшая его на протяжении всего дня. В финале рассказа читатель приходит к мысли, что глубокую боль утраты своих коренных связей каждому человеку все-таки суждено переживать в одиночку. В итоге для чи­тателя рассказа «Тоска» человеческое общение обретает статус он­тологической проблемы.

Источник: История русской литературы XIX века: в 3 т. Т. 3 / под ред. О.В. Евдокимовой. - М.: "Академия", 2012

Подобно врачу, добросовестно изучающему больного и его болезнь, Чехов всматривается во все встречающиеся на его пути явления жизни. Душевная чуткость писателя позволила ему увидеть в окружающей жизни то, что взгляд равнодушного человека часто не замечает. Так, в рассказе «Тоска» (1886) показано горе незначительного человека — кучера Ионы, до которого никому нет дела в большом городе.

Рассказ «Тоска» является одним из первых реалистических произведений Чехова, отразивших положение бедного человека в большом городе. Писатель-врач, Чехов изображает внутренний мир людей и социальные условия их жизни. В дальнейшем действие многих рассказов Чехова, таких как «Ионыч», «Человек в футляре», «Душечка», будет происходить в маленьких провинциальных городах России, однако главная тема его творчества не изменится: социальная жизнь человека.

Действие рассказа «Тоска» происходит зимой: густой снег засыпает всё вокруг, и человек со своим горем становится словно призрачным и нереальным. Зима наступила и в сердце кучера Ионы: смерть сына сделала его жизнь бессмысленной, отняла надежду в старости. Мир для Ионы перевернулся. «Чудное дело, смерть дверью обозналась… Заместо того, чтоб ко мне идтить, она к сыну…» — говорит Иона. Кучер пытается поговорить с кем-нибудь, рассказать о своём горе, потому что «про сына, когда один, думать он не может», потому что «самому думать и рисовать себе его образ невыносимо жутко…».

Однако оказывается, что безысходное горе человека никого не трогает, его даже не слушают и не слышат. Не найдя живую душу, слушателя — человека, Иона рассказывает о смерти сына в конюшне своей лошади. Чехов подчеркнул одиночество кучера Ионы тем, что назвал его именем библейского Ионы, оказавшегося отторженным от мира в чреве кита. Смысл рассказа отражён в эпиграфе к произведению: «Кому повем печаль мою?..» В словах эпиграфа горько звучит жалоба человека на своё бесконечное одиночество и страстное желание быть услышанным.

Источник: Москвин Г.В. Литература: 7 класс: в 2 ч. Ч. 1 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. - М.: Вентана-Граф, 2015

🔍 смотри также:
Понравился материал?
6
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 5123