Меню сайта
Статьи » Литература 18 века » Сумароков А.П.

Поэзия Сумарокова: характеристика, жанры, значение

  • Статья
  • Еще по теме

Если Ломоносов, преодолев нерешительность и непоследовательность Тредиаковского в реформе стихосложения, создал стройную и содержательную теорию русского стиха, то заслуга Сумарокова заключается в том, что он в своем творчестве дал превосходные и многочисленные образы русского тонического стихосложения в различных жанрах. Он писал переложение псалмов, оды торжественные, оды философские, эпистолы, басни, элегии, идиллии, эклоги, песни, сатиры, эпиграммы, мадригалы, сонеты, стансы.

Большое значение для развития русской поэзии имела борьба Сумарокова за простоту, чистоту, ясность и точность слова. Большинство лирических стихотворений Сумарокова построено на контрастном противопоставлении страсти и рассудка:

Стыд из сердца выгнать страсть мою стремится,

А любовь стремится выгнать стыд.

В сей жестокой брани мой рассудок тмится,

Сердце рвется, страждет и горит.

В значительной степени оригинальность поэтического таланта Сумарокова проявилась в жанре песни. Почти каждая его песня имеет своеобразный ритмический узор. В поисках песенной формы Сумароков обращается к фольклору. В некоторых песнях воспроизводятся отдельные элементы стиля народных песен, в других стилизовано всё стихотворение ("В роще девки гуляли"), в третьи поэт вводит фрагменты народных песен, а порой слегка стилистически украшает их, создавая литературное произведение. О языке и стиле литературной песни как лирического жанра Сумароков пишет в "Эпистоле о стихотворстве":

Слог песен должен быть приятен, прост и ясен:

Витийств не надобно, он сам собой прекрасен,

Чтобы ум в нем был сокрыт и говорила страсть.

Сумароков справедливо считается родоначальником русской басни, хотя как жанр басня была известна в русской литературе еще при Петре I. Творческая самостоятельность Сумарокова заключалась в том, что, используя традиционные сюжеты, заимствованные у Эзопа, Лафонтена и др., он превратил басню в общественно-политическую сатиру, ориентированную на общеизвестные недостатки и пороки. В тематическом плане басни Сумарокова очень разнообразны. Он требует строгого выполнения предписаний законов ("Ружьё"), нападает на вельмож, "неправедных судей", подьячих, взяточников ("Волк и козлёнок", "Волки и овцы", "Угадчик", "Суд", "Протокол", "Шершни", "Собака и вор", "Заяц", "Стряпчий" и т.д.). Осмеянию подвергаются такие человеческие пороки, как лень, ханжество, высокомерие, невежество, лесть, невоспитанность и т.п. Определенное место в баснях Сумарокова занимают темы литературные. Автор осуждает "несмысленных рифмотворцев", слепо подражающих другим:

Потребны музам мысли свежи.

Так помните вы то, парнасские невежи,

                                         (''Летящая черепаха")

К басням примыкают эпиграммы и сатиры Сумарокова. Среди них выделяется сатира "Хор ко превратному свету", написанная к маскараду "Торжествующая Минерва". В "Хоре" поэт даёт развернутую сатирическую оценку русской действительности того времени, высмеивая ханжей, лицемеров и особо ненавистных для Сумарокова представителей "крапивного семени" — судейских чиновников. Подвергается осуждению и жестокость помещиков-крепостников. Сумароков пользуется случаем, чтобы высказать свои суждения о справедливом устройстве общественной жизни.

Все люди за морем трудятся;

Все там отечеству служат;

Лучше работящий там крестьянин,

Нежели господин тунеядец.

Значение творчества Сумарокова в литературе XVIII в. очень велико. Почти все писатели следующего поколения испытали воздействие крупнейшего классика и так или иначе следовали его художественным принципам. Жанровое своеобразие поэзии Сумарокова, стремление к чистоте и ясности языка было воплощено в творчестве его последователей и учеников — поэтов М. Хераскова, В. Майкова, И. Богдановича. Политическая направленность и историческая актуальность его трагедий отразились в драматургии Н. Николева и — с особенной силой — в творчестве Я.Б. Княжнина. Сатирический пафос его творчества был подхвачен Д.И. Фонвизиным и Н.И. Новиковым.

Валагин А.П. Вопрос и ответ: Русская литература. XVIII век. - Воронеж: "Родная речь", 1995

Понравился материал?
7
Рассказать друзьям:
Просмотров: 4277