Анализ стихотворения "Памятник" Державина Г. Р.
Стихотворение «Памятник» Державин написал в 1795 году, и впервые оно было опубликовано под названием «К музе» в подражание Горацию, обращавшемуся к Мельпомене — музе трагедии. В отличие от Ломоносова, который стремился сделать именно перевод оды Горация, Державин на основе оригинала создаёт самостоятельное произведение. Прежде всего «Памятник» Державина — это произведение русской литературы, то есть национальное: в нём, кроме расхожего в поэзии слова «муза», нет ни одного иноязычного слова или заимствования и ничто не побуждает вспомнить Древний Рим. Державин разделил свой «Памятник» на пять строф, в каждой из которых высказывается отдельная мысль. В первой строфе Державин поддерживает традицию, заложенную Горацием, — он говорит о несокрушимости памятника, воздвигнутого великому свершению человека. Вторая строфа у Державина совпадает с развитием темы у Горация, однако в древнеримском тексте поэт обретает бессмертие, покуда сохраняется древний ритуал, — в стихотворении Державина бессмертие поэта обеспечивается славой славянского народа в мире. Таким образом, в «Памятнике» акцент делается в большей мере на национальную идею, чем на государственную. В третьей строфе он уже не следует оде Горация сколько-нибудь точно: он рисует неизмеримое российское пространство, населяемое «неисчётными» народами. «Слух» о нём распространится по земле, но это не означает личной похвальбы, а лишь утверждает полезность и нужность своего труда для народа. Поэт, говоря о том, что он «из безвестности стал известен», подчёркивает не сам факт обретения славы, а причину ее обретения. Державин называет четыре причины: обращение к «забавному русскому слогу», укрепление силы государства в лице Фелицы — императрицы, воспитание веры в человеке и бесстрашие честного гражданина. Обращение к музе в конце стихотворения имеет целью заявить о величии поэзии, провозглашающей истину. Для придания размеренности и неторопливости слогу «Памятника», передачи значительности его содержания Державин прибегает к шестистопному ямбу, распространённому в русской поэзии наряду с четырёхстопным ямбом. Четырёхстопный ямб предназначался для лирики, хвалебных и морально-поучительных од, шестистопный применялся для написания трагедий, поэм и других жанров, поэтому он являлся самым распространённым размером в поэзии XVIII века. Шестистопный ямб с регулярным чередованием женских и мужских рифм в стихотворении называется александрийским стихом. Державин, сохранив чередование женских и мужских рифм, которые придают плавность стихотворению, создал более богатый ритмический рисунок за счёт разного количества ударений в строках, что позволило ввести в него разговорные интонации. Источник: Москвин Г.В. Литература: 9 класс: в 2 ч. Ч. 1 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. - М.: Вентана-Граф, 2016 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 3651
| |