Меню сайта
Статьи » Древнерусская литература » "Слово о полку Игореве"

"Слово о полку Игореве": историческая основа и композиция

  • Статья
  • Еще по теме

Исторической основой произведения является поход 1185 г. новгород-северских князей: Игоря, его брата Всеволода, сына Владимира и племянника Святослава — на половцев. Не успев к выступлению против половцев в летнем походе южнорусских князей 1184 г., который был успешен, они решили искать собственной славы. Впервые в истории военных столкновений с половцами войско не только было полностью разгромлено (осталось 16 человек), но русские князья попали в плен. Существует два летописных рассказа о походе Игоря: в Ипатьевской и Лаврентьевской летописях. Рассказ «Ипатьевской летописи» подробен и последователен. Повествование окрашено драматизмом, образностью, эмоциональностью, не без участия религиозной сентиментальности. Идея единства русской земли нашла здесь место в упреке Святослава Киевского побежденным князьям за то, что они «не воздержавше уности, отвориша ворота на Руськую землю». Рассказ «Лаврентьевской летописи», будучи отрывочен и краток, кое в чем дополняет «Ипатьевскую летопись», но противоречит «Слову о полку Игореве»: автор не сочувствует потерпевшим поражение князьям, нагружает изложение библейскими цитатами, религиозной дидактикой. Академик Шахматов предположил, что основой для «Ипатьевской летописи» стала повесть, созданная в Черниговской области (расположенной к Игорю Новгород-Северскому), а для «Лаврентьевской летописи» — Переяславская версия, с ревнивым ослаблением сочувствия Игорю и с особым подчеркиванием значения Владимира Переяславского, ликвидирующего последствия Игорева поражения.

Ученые датируют время написания «Слова о полку Игореве» между 1185 (Игорь бежал из плена) и 1187 г. (с молодой женой и ребенком вернулся из плена Владимир).

Особенности композиции «Слова о полку Игореве»

По общему мнению исследователей «Слова о полку Игореве», поэтический его план делится на три основных раздела. Первый из них посвящен событиям Игорева похода и последствиям русского поражения, второй — Святославу Киевскому как хранителю Русской земли, и третий — возвращению Игоря из плена. Эти основные разделы «Слова о полку Игореве» предваряются вступительной частью — размышлением автора о стиле для «трудных повестий о полку Игореве», причем он склоняется «начать» свою «песнь» по «былинам сего времени, а не по замышлению Бояню» (былины — действительность, замышление — фантазия). Побегу Игоря предшествует плач его жены Ярославны на путивльской стене, ее обращение к светлому-пресветлому солнцу, ветру-ветрилу, Дону с просьбой помочь Игорю и его дружине. В заключении «Слова…» к Игорю применено изречение Бояна, песнотворца старого времени, о взаимной тяжести разлуки Русской земли со своим героем. Но солнце вновь сияет на небе (намек на миновавшее затмение), а Игорь-князь — на Русской земле. Здесь же поется слава русским князьям. Опираясь на творческую фантазию, автор свободно переходит от одного места действия к другому, делает отступления в прошлое. Таким образом, в «Слове о полку Игореве» нет целостного рассказа о походе. Автор не столько рассказывает о событиях похода Игоря, сколько обсуждает, лирически их переживает. В определенной степени поражение войск Игоря для автора повод поразмыслить о судьбах русской земли.

В «Слове о полку Игореве», хотя и в очень обобщенной форме, выступают образы-типы. Так, Игорь — смелый, мужественный, но несколько легкомысленный князь. Всеволод — воин-богатырь, Святослав — могучий и мудрый правитель, заботящийся о благе своей земли. Ярославна — воплощение женственности и супружеской любви. Анимистическое (одушевленное) восприятие природы («трава сникла от жалости» и т. д.), космогонические символы солнца и месяца, борьбы тьмы (зла) и света (добра), зооморфное действие героев (Игорь плывет «гоголем», Боян «растекается» «шизым орлом», Ярославна плачет птицей-«зегзицею»), упоминание старорусских богов и мифических существ (Даждь-бог, Велес, Дева-обида, Желя, Див и др.) подтверждает связь поэтики автора с древними языческими представлениями.

В интонации «Слова о полку Игореве» искусно соединены лирическая и эпическая линии, с преобладанием первой, о чем свидетельствует общая взволнованность тона, обилие риторических обращений и восклицаний, большое количество авторских отступлений. «Слово» написано ритмизованной прозой, местами напоминающей ритм русских былин. Песенный музыкальный ритм «Слова» создается одинаковым ритмом симметрично построенных, рядом стоящих коротких фраз, строфическим построением плача Ярославны, рефренами («Ярославна рано плачет в Путивле на забрале», «за землю Русскую, за раны Игоревы»), обильной аллитерацией.

Источник: Юрина Н.Г. История древнерусской литературы. - М: ФЛИНТА, 2015

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
Просмотров: 56