Меню сайта
Статьи » Древнерусская литература » "Слово о полку Игореве"

История открытия и изучения "Слова о полку Игореве"

  • Статья
  • Еще по теме

Разновидностью исторического повествования, проникнутого сильным лирическим чувством, стало «Слово о полку Игореве» (80‑е годы ХII в.). Созданное на юго-восточной окраине Руси, оно обошло всю русскую территорию. «Слово о полку Игореве» было найдено меценатом-любителем русских древностей графом А.И. Мусиным-Пушкиным в начале 90‑х гг. ХVIII в. и утеряно в московских пожарах 1812 г. Осталось первое печатное его издание (1800) с комментариями археографа Н.Н. Бантыш-Каменского и его ученика А.Ф. Малиновского. В 60‑х годах ХIХ столетия в бумагах Екатерины II был найден писарский список с рукописи Мусина-Пушкина, сделанный в 1795–1796 годах. Имеющийся в нашем распоряжении текст, реконструированный путем сопоставления печатного издания и этого списка, позволяет судить о сущности памятника, его художественном строении, образах, поэтическом языке.

Неоднократно возникали дискуссии по поводу подлинности «Слова» из-за отсутствия древнего списка, а также произведений ХII в., более или менее равных «Слову» по силе художественной выразительности. Так, в 1832 г. историк М.Т. Каченовский пытался доказать позднее происхождение произведения. Против его точки зрения выступал А.С. Пушкин (неоконченная статья о «Слове»). В 1838 г. был опубликован текст «Задонщины», обнаруживший следы влияния «Слова». В 1870‑е гг. спор о подлинности «Слова» был продолжен. Поэт и современник Пушкина П.П. Вяземский усматривал в нем влияние древнегреческой литературы, литературовед и фольклорист В.Ф. Миллер — южнославянской (болгарской). Филолог А.А. Потебня доказывал оригинальность «Слова», его связь с народной поэзией. Главным аргументом «скептиков» было то, что в древнерусской литературе отсутствуют памятники, хотя бы сколько-нибудь по своим художественным качествам приближающиеся к «Слову о полку Игореве», что язык произведения будто бы не находит параллелей в языке древней словесности.

В конце 1930‑х— 1940‑е гг. вновь звучит версия о неоригинальности произведения — французский славист А. Мазон называет его поздней подделкой «Задонщины». Той же точки зрения придерживался российский историк А.А. Зимин, считавший, что «Слово о полку Игореве» было написано на основании «Задонщины» в ХVIII в. и автором его был Иоиль Быковский, ярославский архимандрит, у которого А.И. Мусин-Пушкин приобрел сборник со «Словом». Против выступали ученые Академии наук СССР В.П. Адрианова-Перетц, Б.А. Рыбаков, позже — Д.С. Лихачев и др. Они отвергли версию литературной мистификации и указали на отражение в «Слове» деталей исторической обстановки ХII в., на архаические элементы в языке «Задонщины», обусловленные влиянием «Слова». Наиболее значимыми трудами, посвященными памятнику, были трехтомная работа Е.В. Барсова ««Слово о полку Игореве» как художественный памятник Киевской дружинной Руси» (1887–1889), В.Н. Перетца «Слово о полку Игореве. Памятка феодальной Украины — Руси 12 века» (1926), А.С. Орлова «Слово о полку Игореве» (1946), Д.С. Лихачева «Слово о полку Игореве» (1950), В.П. Адриановой-Перетц ««Слово о полку Игореве» и памятники русской литературы ХI — ХII вв.» (1968), Б.А. Рыбакова ««Слово о полку Игореве» и его современники» (1971), пятитомная «Энциклопедия «Слова о полку Игореве»» (1995), подготовленная сектором древнерусской литературы Пушкинского дома Российской АН.

Источник: Юрина Н.Г. История древнерусской литературы. - М: ФЛИНТА, 2015

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
Просмотров: 57