Меню сайта
Статьи » Древнерусская литература » "Повесть временных лет"

"Повесть временных лет": Ольга и ее месть

  • Статья
  • Еще по теме

Убив Игоря, древляне посылают своих мужей к его вдове, княгине Ольге. И намерения их нельзя назвать благородными: «Вот убили князя мы русского: возьмем жену его Ольгу за князя нашего Мала и Святослава возьмем и сделаем ему, что захотим». В трудном положении оказалась княгиня. В народной памяти сохранились предания о том, каким образом ей удалось отомстить за смерть мужа, постоять за свою честь и сохранить жизнь сыну. Легенды о четырех отмщениях Ольги в «Повести временных лет» вызывают противоречивые чувства. Восхищает мудрость, решительность княгини, однако ее поступки порой очень жестоки.

Она не просто закапывает древлянских послов живыми, что само по себе жестоко, но при этом, «приникнув к яме», язвительно спрашивает: «Хороша ли вам честь?» Однако летописец рассказывает о четырех мщениях Ольги в спокойном тоне, не осуждая ее и не порицая. Почему? Дело в том, что Ольга ведет себя по отношению к древлянам как мудрая героиня русских сказок — она загадывает пришедшим к ней «сватам» загадки. В русских народных сказках жених или сваты, не сумевшие разгадать загадки, должны умереть. И авторы сказок не осуждают Василису Премудрую и других героинь за то, что они подвергают своих женихов испытаниям на ум и казнят не отгадавших загадки.

Первая загадка Ольги — несение в ладье. По древнему обряду в ладье несли покойника на погребальный костер, оказывая ему последние почести. Ольга также говорит древлянам о чести, которую она хочет им воздать, на самом же деле готовит им смерть. И намекает древлянским послам на это, предлагая, чтобы ее отроки (младшие дружинники) несли древлян на княжеский двор в ладье! Однако древляне настолько неразумны, что не понимают второго, тайного смысла слов Ольги о чести и ладье. Они наивно радуются тем почестям, которые им оказаны, сидят в ладье, «величаясь, избоченившись, и в великих нагрудных бляхах». И только когда на княжеском дворе их сбросили в яму, они поняли, что значит «честь», о которой говорила Ольга,— страшнее она Игоревой смерти.

Баня для покойника — вторая загадка Ольги. Ее тоже не смогли отгадать древлянские сваты, думая, вероятно, что баню истопили для них, как для дорогих гостей. Ольга повелела их сжечь в бане.

Третья загадка — тризна, погребальный пир. Ольга идет к древлянам и просит их приготовить «меды многие», чтобы совершить тризну по своему мужу Игорю. Во время тризны на могиле мужа она велит своим отрокам пить в честь древлян, а потом приказывает дружине рубить их. Тризна по Игорю стала погребальным пиром для древлян. Так трижды отомстила Ольга убийцам своего мужа и «почтила» своих сватов, которые не сумели разгадать ее хитрые загадки, смысл которых заключался в смерти. Древляне представлены в этом предании людьми недалекими, они бессильны перед мудростью «мудрейшей из всех людей», как называет летописец Ольгу в другой статье.

Четвертая месть княгини Ольги в «Повести временных лет» не имеет отношения к погребальному обряду. Разбив древлян, Ольга осадила их столицу — город Искоростень, но не могла его взять, ибо крепко стояли древляне, зная, что после убийства Игоря им не на что надеяться. Древлян губит доверчивость и неразумие. Они поверили словам Ольги о том, что она не хочет им мстить за смерть мужа, но хочет мира, и предложили ей мед и меха. Она же попросила в качестве дани по три голубя и по три воробья от каждого двора. И жители Искоростеня даже не задумались, зачем Ольге нужна такая странная дань. Они обрадовались и исполнили ее просьбу, надеясь, что Ольга отступит от города, получив дань. А Ольга расправилась с ними очень жестоко: город сожгла (к лапкам птиц воины привязали зажженный трут, птицы полетели в свои гнезда, и сразу весь город загорелся), жителей взяла в плен или повелела убить. Жаль древлян. Но, по мысли летописца, древляне сами виноваты в своей гибели, так как не смогли понять тайный смысл слов и поступков Ольги.

В поединке с древлянами побеждает мудрость Ольги. Летописец не осуждает Ольгу, понимая, что она поступала по законам своего сурового и жестокого времени, когда месть за родного человека считалась делом священным.

Охотникова В.И. Древнерусская литература: Учебник для 5-9 классов / Под ред. О.В. Творогова. - М.: Просвещение, 1997

Понравился материал?
28
Рассказать друзьям:
Просмотров: 9125