Меню сайта
Статьи » Древнерусская литература » Другое

«Чудо Георгия о змие»: краткое содержание произведения

  • Статья
  • Еще по теме

Начинается «Чудо Георгия о змие» с эмоциональных восклицаний автора: «Как поведаю об ужасном этом и преславном таинстве? Что возглашу и о чем подумаю? Как начать говорить и повествовать...» Автор волнуется, сомневается, сможет ли он, грешный, достойно поведать о «самом дивном» из всех чудес Георгия. Такое начало настраивает читателя на то, что речь пойдет о чем-то необыкновенном — об «ужасном и преславном таинстве».

В древние времена, повествует автор, жители города Гевала поклонялись языческим богам и их идолам (статуям). За их «верования и деяния» ниспослано было на них возмездие: около города в озере поселился огромный змей, пожиравший жителей Гевала. Горожане обратились за советом к царю, и он поведал им волю своих языческих богов: каждый день следует отдавать на съедение змею по одному юноше или девушке. И все жители, покорно следуя воле богов, каждый в свой черед отдавали своих детей страшному чудовищу, а он уносил их и съедал.

Дошла очередь и до царя. Горько ему было расставаться со своей единственной дочерью, но он поступил так же, как и все горожане, и повелел отвести девушку на берег озера. Покорно ждала девушка своей участи. Святой воин Георгий, возвращавшийся с войны и спешивший в родные места, оказался в это время на берегу озера. Он начал расспрашивать девушку, почему она стоит здесь. Беззащитная девушка, оставленная на съедение змею, стала умолять незнакомого воина поскорее уйти: ей было жаль молодого и красивого, «светлого лицом» незнакомца, который может погибнуть из-за нее. «Вижу приятную внешность твою, и молодость, и светлость лица твоего — а ну как погибнешь ужасно!» — восклицает девушка, торопя Георгия.

Несмотря на уговоры девушки, Георгий не покидает ее, он поступает как настоящий воин Христов и рыцарь, который должен защищать слабых и страдающих. Перед тем как вступить в единоборство со змеем, Георгий обращается с молитвой к Богу и просит его о помощи. И Бог дарует ему свое благословение. «Дерзай, Георгий!» — возвещает голос с небес. И вот из озера появляется огромный змей. Он напоминает чудовище из русских народных сказок: голова его нависает словно свод, а пасть его подобна пропасти. С ревом двинулось чудовище на Георгия и девушку. Но Георгий не дрогнул, он был уверен в помощи Божьей. Перекрестив землю, Георгий сказал: «Во имя Иисуса Христа, Сына Божьего, покорись, жестокий зверь, и иди следом за мной». И пал змей к ногам Георгия. Тогда велел он девушке, чтобы своим поясом и поводьями от его коня привязала она змея за голову и повела в город. И страшный змей покорно, словно овца, двинулся за ней, волочась по земле.

Увидев змея, жители города перепугались и в ужасе бросились бежать. Но убедившись в том, что змей теперь не страшен, они поверили в свое спасение. И поняли жители Гевала, что бессильны их боги, ибо не помогли им избавиться от змея. И уверовали они в Бога, который спасает и защищает, который верующим в него дает силу побеждать самых страшных чудовищ. И как бы еще раз подтверждая это, Георгий на глазах у всех жителей Гевала мечом отсекает голову свирепому змею.

Царь повелел построить церковь во имя святого Георгия и украсил ее серебром и дорогими каменьями. А Георгий послал жителям города свой щит и повелел повесить его в церкви. Так в церковном алтаре и висит тот щит в воздухе, ничем не поддерживаемый. На этом заканчивается «Чудо Георгия о змие» (краткое содержание).

Почему же рассказ о юноше-воине, который побеждает огромного змея, так полюбился русским читателям? У каждого народа были свои мифы и легенды, рассказывающие о герое, который вступал в единоборство со змеем, драконом или чудовищем. Были такие герои и в русских народных сказках и былинах. Победа над чудовищем давалась герою за его благородство, доброту, желание помочь людям и зверям. В сказках и былинах благородному герою помогала природа, чудесным образом он получал необыкновенную силу и побеждал свирепое чудовище. В христианской легенде сам Бог помогает Георгию «дерзать», то есть быть смелым и решительным, так как помыслы и намерения героя благородны. Идеал мужественной красоты, воплощенный в христианской легенде, был близок и понятен русскому человеку.

Охотникова В.И. Древнерусская литература: Учебник для 5-9 классов / Под ред. О.В. Творогова. - М.: Просвещение, 1997

🔍 смотри также:
Понравился материал?
6
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 3774