Меню сайта
Статьи » Древнерусская литература » Другое

Апокрифы - что это такое; христианские апокрифы

  • Статья
  • Еще по теме

Апокрифическая литература представляет собой оригинальный сплав народного религиозного мировоззрения и мышления, основанного прежде всего на языческих и мифологических верованиях, с религиозной (в том числе христианской) догматикой, философией и богословием.

Апокрифы — это такие произведения, в которых содержатся различные дополнительные сведения о библейских лицах и событиях неканонического характера. Традиция дополнять и разъяснять события священных религиозных книг является очень древней. История свидетельствует, что у многих древних языческих народов, имевших письменность, были тайные религиозные книги, хранившиеся в храмах и доступные лишь жрецам и посвященным в религиозные таинства. К ним относились книги Гермеса, Зороастра, Санхониатона, Лина, Орфея и другие подобные, а также иудейские апокрифы о важнейших ветхозаветных лицах и событиях, которые перешли затем в христианскую литературу. О существовании таких тайных книг в иудаизме свидетельствуют слова из 3-й книги Ездры: “Всевышний сказал: первые, которые ты написал, положи открыто, чтобы могли читать достойные и недостойные, но последние семьдесят сбереги, чтобы передать их мудрым из народа, потому что в них проводник разума, источник мудрости и река знания” (3-я кн. Ездры 14, 46 48). Св. Епифапий также говорит о 72 апокрифических и 22 канонических библейских книгах, которые были посланы Птоломею Филадельфу. До наших дней дошли такие иудейские апокрифы, оказавшие заметное влияние на более поздние христианские произведения, как “Книга Еноха” (160 г. до н. э.), “Книга Юбилеев, или Малое Бытие” (1 в. до н. э.), “Заветы 12 патриархов” (I в.) и др. На эти тексты ссылаются многие христианские писатели, например св. Епифаний (IV в.), Георгий Синкелл (VIII в.), Георгий Кедрин (XI в.). Различные апокрифические подробности библейских событий, отсутствующие в книгах Священного писания, сохранились и в известном иудейском сборнике легенд и сказаний, входящем в состав Талмуда, — “Агаде” (III — V вв.), а также в книге знаменитого иудейского писателя I в. до н. э. Иосифа Флавия “Иудейские древности”. Таким образом, ветхозаветные апокрифы в иудейской литературе были достаточно распространены, но предназначались прежде всего для избранных.

Иудейские ветхозаветные апокрифы в свою очередь послужили источником для создания христианских новозаветных апокрифических произведений. Одной из причин появления христианских апокрифов послужила, по-видимому, преобразовательная тенденция в творчестве первых христианских писателей, которые стремились символически толковать Ветхий Завет и проводить аналогии с евангельскими текстами, доказывая, что в книгах Ветхого Завета предсказаны и прообразованы все главные новозаветные события. Другой причиной могли служить различного типа Евангелия, возникшие в первые века новой эпохи. Помимо Четвероевангелия известны, например, такие не принятые христианской церковью произведения, как Евангелие от Петра (II в.), Евангелие евреев, Евангелие евионитов, Евангелие от 12 апостолов, Евангелие от египтян, гностическое Евангелие, Протоевангелие Иакова, Евангелие Фомы, Евангелие Никодима, Псевдоевангелие Матфея и другие. Всего известно до 50 апокрифических евангелий. В них подчас содержались противоречивые сведения о жизни Иисуса Христа и Девы Марии, фантастические эпизоды, чудеса и т.п. Они в свою очередь явились основой для новых апокрифов.

В первые века христианства апокрифы не запрещались, они давали “мудрым”, опытным христианам дополнительные знания о Священной истории. Еврейские апокрифические сказания, книги Иосифа Флавия как авторитетный источник использовали в своих сочинениях ранние апологеты христианства: Ориген, Тертуллиан, Афинагор, Феофил Антиохийский, св. Иустин, а также отцы церкви — св. Ефрем Сирин, св. Епифаний, св. Афанасий Александрийский, св. Евстафий Антиохийский, Ириней и др. Апокрифы служили им для толкования Священного писания и для того, чтобы подчеркнуть связь Ветхого Завета, как первого источника мира и как первой основы христианской церкви, с Новым Заветом. При этом с тем же успехом апокрифы использовали и еретики, доказывая с их помощью правомерность своих взглядов и отмечая противоречия в книгах Священного писания. Кроме того, в апокрифах нередко находили отражение народные суеверия, языческие представления о мире и человеке, фантастические домыслы и т.п. В связи с этим возникла необходимость отобрать христианские тексты, которые не противоречили бы друг другу и служили достаточным материалом для христианского учения. Уже в первые века христианства церковь составила так называемые индексы истинных, а затем и ложных книг, в которых перечислялись канонические (разрешенные церковью) и неканонические (не одобренные церковью или запрещенные ею) произведения христианской литературы. Таких индексов было несколько. Один из них, например, был утвержден на 5-м поместном Лаодикийском соборе, состоявшемся в конце IV в., и записан в правиле 59. Таким образом, в IV в. были отобраны те книги, которые составили основу христианского учения, так называемый канон. Апокрифические книги были признаны подложными, неправильными, поэтому получили название отреченных и были запрещены для чтения. Были известны греческие индексы, приписываемые Иоанну Богослову, Афанасию Александрийскому, Григорию Богослову и др.

Первый известный на русской почве индекс истинных и ложных книг находится уже в Сборнике Святослава Черниговского 1073 г., который переписан со сборника, составленного для болгарского царя Симеона. Здесь в статье “Богословьца от словесь” (лл. 253—254) перечислены сначала канонические, а затем 25 апокрифических книг. Этот индекс целиком переведен с греческого памятника, известного по рукописи X в. и приписываемого также Иоанну Богослову, хотя, вероятно, имя Иоанна возникло случайно вместо имени Григория Богослова (заметим, что приписывание сочинения авторитетному лицу было характерной особенностью раннего христианства). Индекс включает 25 названий древнейших апокрифов, в том числе: 1. Адам. 2. Енох. 3. Ламех. 4. Патриархи. 5. Молитва Иосифа. 6. Елдад и Модад. 7. Завет Моисея. 8. Восход Моисея. 9. Псалмы Соломона. 10. Апокалипсис Ильи. 11. Видение Исайи. 12. Апокалипсис Софония. 13. Апокалипсис Захарии. 14. Апокалипсис Ездры. 15. Повесть Иакова. 16. Апокалипсис Петра...

Впоследствии на Руси был популярен индекс, составленный палестинским иноком Никоном Черногорцем во второй половине XI в. С XIV в. в индексах указываются и славянские апокрифы. На протяжении столетий индексы апокрифических книг не раз уточнялись и пополнялись. Наиболее подробный список таких книг сложился на Руси к XVII в. и был напечатан в “Кирилловой книге” в 1664 г. Отметим, что не все апокрифы вошли в состав отреченных книг и были признаны подложными. Значительная часть их допускалась к чтению. Древнерусские книжники охотно переписывали их, так как находили в них множество занимательных подробностей из жизни библейских героев.

Появление индекса истинных и ложных книг в Киевской Руси на самом раннем этапе приобщения к христианской литературе можно объяснить необходимостью в правильном выборе и правильной ориентации в море новой литературы. Тем более что апокрифы в Древней Руси появляются сразу же с возникновением письменности. Так, апокрифические легенды встречаются уже в Начальной летописи (например, в проповеди греческого философа перед князем Владимиром: о падении Сатанаила и десятого чина ангелов: о том, как дьявол научил Каина убить Авеля и как Адам и Ева 30 лет оплакивали сына, не зная, как похоронить его; о том, что Серух первым начал делать идолов, что Авраам для испытания силы идолов поджег кумирницу своего отца Фарры; о том, что египетские волхвы предсказали Фараону рождение Моисея, что дочь Фараона, взявшая Моисея на воспитание, называлась Фермуфией, что Моисей, будучи четырех лет, сбросил венец с головы Фараона и т.п.). В “Хождении игумена Даниила” (XII в.) отражены апокрифические эпизоды из новозаветной истории: о распятии Христа на том месте, где лежала глава Адамова, о крещении Адама кровью Христа, просочившейся сквозь расселину в камне, о Содомонии — бабке-повитухе, присутствовавшей при рождении Иисуса Христа, о святой Елене, нашедшей крест Господень. В древнейших русских рукописях (до XIII в.) сохранились апокрифы о пророке Иеремии ("Паралипомен Иеремии"), “Хождение Агапия в рай”, “Сказание Афродитиана”, “Хождение Богородицы по мукам” и др. Как правило, это были переводы с греческого, сделанные болгарскими (или южнославянскими) переводчиками. На южнославянский источник появления апокрифов на Руси указывает их обозначение в древнерусских индексах: “болгарские басни”. Особенно богата апокрифическими сведениями была историческая Палея, составленная в Византии неизвестным греческим автором в конце IX в. и появившаяся на Руси в конце домонгольского периода.

Апокрифы в древнерусской литературе, несмотря на запрещение церкви, были очень популярны и сохраняли свой авторитет вплоть до XVIII в. Они сохранились в рукописях разного времени. Некоторые из них продолжают бытовать в христианской среде и по сей день.

В тематическом и жанровом плане апокрифическая литература весьма разнообразна. Все апокрифы, бытующие в христианской, в том числе и древнерусской литературе, можно разделить на несколько больше тематических групп.

К первой группе относятся ветхозаветные апокрифы; 1) Адам и Ева (известно несколько произведений об Адаме — см. ниже); 2) Енох; 3) Авраам и Сарра; 4) Апокалипсис Авраама; 5) Ламех; 6) Мелхиседек; 7) Исаак; 8) Иосиф, Иосиф и Асенефа; 9) Заветы 12 патриархов; 10) Моисей: Детство Моисея, Апокалипсис Моисея и др.; 11) Самсон; 12) апокрифы о Давиде: “Слово о Давиде царе и пророце, како родися и како воцарися и житие его”, “Сказание о Давиде царе, сыне Иесеове”, “Слово, како исписа Давид Псалтирь”, “Поучение о составлении Псалтири”, “Сказание о псалмех Давида", “Давид и Сивилла” и др.; 13) апокрифы о Соломоне: “Суды Соломона", "Повесть о царе Адариане”, “Соломон и Китоврас”; 14) Илия; 15) Даниил и отроки вавилонские; 16) “Слово о небеси и о земли” (апокрифическая Книга Бытия); 17) “Рафли. Книга гадательная пророка и царя Давида” и др. Для древнейших апокрифов характерны жанр повести и жанр апокалипсиса (откровения).

Ко второй группе относятся новозаветные апокрифы, дополняющие историю жизни Иисуса Христа и его учеников. Это прежде всего апокрифические Евангелия Никодима, Иакова, Псевдоматфея и др., а также “Сказание Афродитиана о чуде в Персидской земле”, “Прение Христа с дьяволом”, “О иерействе Иисуса Христа”, “О Иакове, брате Господнем”, “Страсти Христовы”, “Вопросы Иоанна Богослова Господу на горе Фаворской”, “Вопросы Иакова, брата Господня, Иоанну Богослову”, "Повесть об усекновении главы Иоанна Предтечи”, “Вопросы апостола Варфоломея”, "Вопросы святого Иоанна Богослова Аврааму на горе Елеопской”, "Об обретении креста Господня святой Еленой и Константином”, "Епистолия о неделе”, “Прение Панагиота с Азимитом" и др. Среди новозаветных апокрифов популярным становится жанр вопросов и ответов.

К следующей группе можно отнести апокрифы, имеющие смешанный характер, где ветхозаветные события соотносятся с событиями евангельскими. Во-первых, это апокрифы о крестном древе. “Слово о древе спасенного креста, где обретеся и како бысть”, “Слово о кресте честном, на нем же распятся Господь”, “О главе Адамовой" и т.п. Следует отметить, что некоторые редакции апокрифа об Адаме присоединяют к себе сказание о крестном древе. Во-вторых, это “Беседа трех святителей” и ее варианты (например, “Премудрость царя Соломона”, “Разумник" и др.), различные вопросы и ответы из Ветхого и Нового Заветов, включающие апокрифические элементы. В-третьих, апокрифические статьи об именах Троицы и Богородицы.

В особую группу можно выделить эсхатологические апокрифы, повествующие о загробной жизни и страшном суде, о рае, о конце мира и антихристе. В них наиболее ярко отражены народные представления о потустороннем мире, интерес к которому возник в глубокой древности. Уже в “Книге Еноха” автор создает конкретно-материалистические картины “небесного”, потустороннего мира. Подобное конкретно материалистическое представление о рае, о загробной жизни, об аде и антихристе сохраняется и в последующих произведениях данного жанра. К этой группе относятся ветхозаветные сочинения “Видение Исайи”, “Откровение Варуха”, новозаветные апокрифы “Хождение Агапия в рай”, “Слово о видении апостола Павла”, “Хождение Богородицы по мукам”, “Сказание о Макарии Римском”, “Откровение" Мефодия Патарского и др.

Источник: Древнерусская литература. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам / Сост. А.С. Демин. - М.: Изд-во МГУ, 2000

🔍 смотри также:
Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 1109