Меню сайта

Статьи » Теория литературы и др. » Теория литературы

Жанр "роман в стихах": особенности, примеры

  • Статья
  • Еще по теме

Роман в стихах - литературный жанр, форма поэтического повествования, введенная А. С. Пушкиным («Евгений Онегин»). Влияние на формирование жанра отчасти оказала поэма Дж. Г. Байрона «Дон Жуан». Роман в стихах соединяет в себе черты прозаического романа (эпическое начало, масштаб описываемых событий, широкая панорама действительности и другие), поэмы (стихотворная форма, лироэпическая жанровая природа) и лирического отступления (ярко выраженное авторское лирическое начало, распространяющееся и на фигуру центральных героев). Пушкин вводит широкое и реалистическое изображение жизни, какой она ему представляется, подчеркивая сложную взаимосвязь общества с его устойчивыми стереотипами социального поведения и личности с её порывами выйти за очерченные рамки.

Сам А. С. Пушкин заострял внимание на «дьявольской разнице» между романом в стихах и прозаическим романом, поясняя в 1825 г. в известном письме к А. А. Бестужеву-Марлинскому, что «роман требует болтовни». «Болтовня», т. е. непосредственный, непринужденный, «нелитературный» рассказ; описания, детали, подробности, естественные для прозы, но редкие и трудновоплотимые в поэзии, которая строится по принципу «тесноты стихового ряда», провозглашенному Ю. Н. Тыняновым, становится отличительной особенностью романа в стихах наряду с принципом «мысли», который был провозглашён Пушкиным ранее. Специфику жанра Пушкин объясняет через природу устной речи, которая должна имитироваться средствами литературного повествования. Такая имитация создаёт в читательском восприятии эффект непосредственного присутствия, что резко повышает степень читательского сотворчества.

Апелляция автора романа в стихах к прозаическому жанру романа содержится уже в разделении текста «Евгения Онегина» на главы, а не «песни», вопреки обычаю, поддержанному и в эпических поэмах Байрона. Принципиально новая архитектоника целого произведения проявляется и в создании Пушкиным новой строфы (Онегинская строфа) и в соотношении строф друг с другом (учитывая «пропущенные строфы», также очень важные для понимания целого).

В целом ряде статей, посвящённых роману в стихах Пушкина «Евгений Онегин», Ю. М. Лотман выделил ряд черт, присущих жанру. Это, во-первых, принцип противоречий, согласно которому информация о том или ином поступке персонажей, данная в начальных главах, опровергается в последующих (хрестоматийный пример - местонахождение письма Татьяны: у автора (глава III, строфа XXXI) или в архиве Онегина (глава VIII). Противоречия рассматриваются Пушкиным как отражение живой жизни, с одной стороны, и как конструктивный, структурный элемент художественного мира произведения с другой.

Вторым принципом является введение «чужой» речи (термин М. М. Бахтина) в ткань повествования (монологи от лица какого-либо персонажа; монологи, не выделенные графическими признаками «чужой» речи, воспринимаемые как речь автора; включение «чужой» речи в форме косвенной или несобственно-прямой; цитаты и реминисценции; иноязычные тексты; эпиграфы, авторские примечания). Третий принцип - специфическое собственное повествование автора, которое не содержит обращения к определенному адресату, хотя в нём часто встречается прямое обращение к читателю («ты»), и включает элементы рефлексии романиста по поводу своего текста.

Важной проблемой является определение «точки зрения» в романе в стихах, то есть взаимодействие субъекта повествования со средой, о которой он повествует, и с художественной системой в целом Так, «Евгений Онегин» содержит точки зрения автора, Онегина, Татьяны Лариной, Владимира Ленского (при знаменательном отсутствии «голоса» Ольги Лариной), а также второстепенных персонажей (няня Татьяны и другие). Стилистическая примета романа в стихах - постоянная смена художественных приёмов и обусловленных ими интонаций: иронической, лирической, эпической и других.

С чисто стиховедческой точки зрения в романе в стихах важны и соотношения синтагм (предложение) с ритмами (разбиение предложения на отдельные строки), и принцип рифмовки, а также характер рифм («бедные» рифмы, также «работающие» на принцип свободного повествования, при котором преодолевается «искусственность» поэтической речи и возникает эффект естественной разговорной речи: см. определение Пушкина: «свободный роман»).

Элементы жанра романа в стихах присущи всем произведениям, написанным «Онегинской строфой». Среди других попыток создать образцы данного жанра необходимо отметить произведение А. И. Полежаева «Сашка», написанное под непосредственным влиянием «Евгения Онегина». Современные попытки создания романа в стихах малоубедительны и при ближайшем рассмотрении оказываются нехудожественными.

Источник: Поэтический словарь. - М.: ЛУч, 2008 

Понравился материал?
5
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Категория: Теория литературы | Добавил: katerina510 (25.11.2016)
Просмотров: 10323 | Теги: роман в стихах