Меню сайта
Статьи » Теория литературы и др. » Теория литературы

Сарказм в литературе - это... Определение и примеры

  • Статья
  • Еще по теме

Кратко:

Сарказм - один из видов комического, содержащий язвительную, едкую насмешку, уничижительное изображение какого-либо лица или явления действительности.

Так, Чацкий в комедии А. Грибоедова «Горе от ума» саркастически советует Софье после того, как стали известны ее отношения с Молчалиным:

Вы помиритесь с ним по размышленьи зрелом.

Себя крушить, и для чего!

Подумайте, всегда вы можете его

Беречь, и пеленать, и спосылать за делом.

Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей -

Высокий идеал московских всех мужей.

Сарказм - высшая степень иронии, передающая уже не тонкий намек, а негодующе-негативную оценку. К этому приему часто обращались авторы сатирических произведений (Д. Свифт в романе «Путешествия Лемюэля Гулливера», М. Салтыков-Щедрин в сказках «Дикий помещик», «Медведь на воеводстве», романе «История одного города», И. Ильф и Е. Петров в романах «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок», М. Булгаков в повести «Собачье сердце» и др.).

Источник: Справочник школьника: 5—11 классы. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000

Подробнее:

Сарказм (от греч. sarkasmos, что буквально означает "рву мясо"). При слове "сарказм" невольно вспоминается суждение героини "Дядюшкина сна" Достоевского - Марии Александровны Москалевой. Первая дама губернского города Мордасова, в совершенстве овладевшая искусством злой насмешкой уничтожить чужую репутацию, тонко уловила особенность сарказма. И потому она наставляет своего безответного супруга, как выглядеть умным и представительным, если этими качествами не обладаешь: когда кто-то "что тебя спросит или что-нибудь скажет, то немедленно отвечай саркастической улыбкой". Ловкая и проницательная героиня Достоевского прекрасно знала всю неотразимость такой язвительно-коварной насмешки, действующей беспощаднее блестящей остроты или мягкой шутки.

Начинаешь понимать, почему у древнего грека слово "сарказм" ассоциировалось с образом свирепого зверя, яростно терзающего свою жертву. А вот несколько неожиданным является то, что в античности оно соотносилось с иронией, затаенной насмешкой, основанной на притворстве. Например, в "Риторике к Александру", приписываемой Анаксимену Лампсакскому, последовательно выделяется несколько типов иронии: остроумие, насмешка и издевка, то есть сарказм, причем последний считается высшей степенью иронии.

Сарказм и ирония

Казалось бы, что общего у тонкой, скрытой насмешки, каковой является ирония, с резкой, язвительной издевкой, характерной для сарказма? Однако сходство есть. Как и в иронии, здесь отрицание выражается в противоположной форме - под видом утверждения. Но если ирония сохраняет иносказание до конца и комический эффект основан на несоответствии нарочитой похвалы и ее критического подтекста, то сарказм в литературе - это когда немедленно разрушается иллюзия одобрительного отношения, давая тут же отрицательную оценку того, что восхваляется.

Античные писатели это понимали. Лукиан, например, прибегал к сарказму, зло высмеивая религиозный фанатизм. В памфлете «О кончине Перегрина» он изобразил шарлатана, окружившего себя ореолом святости и в нелепой погоне за славой и поклонением толпы решившегося даже на самосожжение. С нарочитой торжественностью повествует Лукиан о том, что самоубийство Перегрина подготавливалось очень тщательно и было произведено в эффектной обстановке Олимпийских игр, почему и привлекло всеобщее внимание. Более того, перед кончиной, ядовито замечает автор, Перегрин держал напыщенную надгробную речь.

Происшествие, само по себе трагическое, освещено здесь саркастической улыбкой автора и приобретает комический характер. Иносказание не выдерживается: торжественный тон теряется в откровенной насмешке, поскольку Лукиану важно подчеркнуть низменность и своекорыстие побуждений бескорыстного на словах Перегрина. Будь это ирония, она проявилась бы иначе. Сначала автор с нарочитой серьезностью рассыпался бы в преувеличенных похвалах достоинствам Перегрина, а затем, поражая неожиданностью, полностью выявил бы свое отношение в насмешливой оценке.

Сарказм в литературе тоже вначале пытается облечь в форму похвалы отрицание всего недолжного, порочного, но острое возмущение не позволяет ему долго сохранять маску бесстрастности: вслед за позитивным вступлением идет осмеяние и критическая оценка отрицательного явления. По этой особенности мы всегда безошибочно распознаем саркастический смех.

Сарказм и сатира

Иногда сарказм строится на ситуации, доведенной до абсурда, находящейся в кричащем противоречии с законами разума и реальной жизни, что и рождает язвительную, неумолимую насмешку. По силе и страстности он приближается к сатирическому обличению. Он строится на подчеркнуто мнимом утверждении — утверждении со знаком вопроса, сразу настраивающем на безоговорочное отрицание. Не случайно сарказм называют сатирической иронией: его убийственный, карающий смех разоблачает социальную несправедливость в любом проявлении, причем гибкость иносказательной манеры такова, что позволяет непосредственно обращаться к тем, кто является объектом критики. В подтверждение можно принести стихотворение Байрона с почтительно-издевательским названием "Ода авторам билля против разрушителей станков", где интонация притворного восхищения действиями английских лордов, утвердивших кровавый закон против рабочих-ткачей, перемежается с гневным осуждением безумцев, «которые людям, что помощи просят, лишь петлю на шее спешат затянуть».

Сарказм Салтыкова-Щедрина

Сарказм - важное средство сатирического изображения. Несколькими штрихами он может нарисовать обобщенную и яркую картину несообразностей и уродливых явлений общественной жизни. Сарказм в русской литературе блестяще использовал Салтыков-Щедрин. Сатирик настолько виртуозно умел маскировать свой беспощадный анализ "тусклой" российской действительности, что на первый взгляд он казался чуть ли не веселым одобрением существующего порядка вещей, и лишь потом приходило к читателю горькое осознание безобразия «благоустроенного общества», в котором по штату полагаются воры, доносчики, лицемеры, клеветники, грабители. «А прочее все - утопия», - саркастически добавлял Щедрин. И смех читателя угасал, сменялся негодованием, унынием и скорбью. У автора, безусловно, возникали те же чувства, но они были скрыты под маской простодушного одобрения.

Сарказм Маяковского

Более открытая форма сарказма встречается в сатирических стихах Маяковского. Иносказание здесь резко ослаблено, но в заостренном виде дано неприятие того, что вызывает насмешку. В стихотворении «О дряни» до мельчайших подробностей описан быт мешанина, отсидевшего во время революционных бурь и в новых условиях свившего уютные кабинеты и спаленки. Картина обывательского счастья не вызывает у Маяковского умиления - непримиримое отношение к советскому мещанину сказывается уже в заглавии и пронизывает затем все стихотворение.

Здесь сарказм очевиден. Но бывают случаи, когда саркастический смех приглушен, более похож на тайную насмешку иронии, чем на открытое негодование сатиры. Выдает его обличительная направленность - по ней мы узнаем сарказм.

Сарказм Вознесенского

Так, своеобразно проявляется он в стихотворении А. Вознесенского «Монолог битника». Написано оно от лица одного из тех «сердитых молодых людей», которые появились в западных странах в 60-е годы XX в. Тон иронически-вызывающий: «Лежу бухой и эпохальный. Постигаю Мичиган». Но за нарочитым равнодушием к стремительно несущейся мимо жизни, гремящей ракетодромам и извергающей атомные дожди, ощущается трагизм мировосприятия. Он неожиданно и резко выявляется в страстности, в нервном ритме заключительных строк: "Вы думали - я шут?/ Я - суд!/ Я - страшный суд. Молись, эпоха!"

Смешная, нелепая фигура битника становится символом разоблачения этого безумного и жестокого мира. Добродушная ироническая улыбка сменяется язвительной и негодующей саркастической насмешкой.

Эта страстность отрицания придает сарказму особое качество, которого нет у иронии, часто спокойно и трезво оценивающей свой предмет. По словам Ап. Григорьева, сарказм - это "пафос негодования пополам с горькою ирониею": ему свойственно резкое неприятие всего отрицательного и ложного, предполагающее стремление к истинным ценностям жизни, ибо "вражда не осилила здесь действительности" и "обещает что-то лучшее в туманной безграничной дали".

Источник: Литературный словарь. - М.: "ЛУч", 2007

Понравился материал?
7
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 13562