Меню сайта
Статьи » Теория литературы и др. » Теория литературы

Раек (раешный стих): что это такое, особенности и примеры

  • Статья
  • Еще по теме

Раёк, раёшный стих — русский народный стих, число слогов в нем и расположение ударений свободно, ритм держится на смежной рифмовке. Раек — древнейшая форма русского народного свободного стиха (разновидность дисметрического верлибра), определяемого интонационно-фразовым и паузным членением. Таким стихом были написаны балаганные кукольные спектакли, им владели зазывалы и торговый люд, отсюда его жанровое своеобразие: от злободневной сатиры до веселого балагурства. На ярмарках дед-раёшник, балаганный дед (зазывавший публику с балкона, т. н. рауса), был любимцем базарной площади. Позже, в XIX в., раёшники показывали «картины», потешные панорамы и сопровождали их шутками-прибаутками, пересыпали острым словцом, что и создавало особый раёшный колорит. Раешный стих со своей образной речью, насыщенной метафорами, омонимами, сравнениями, повторениями, как форма народного творчества был довольно популярен, но его относили к низовому стиху и использовали в основном в юмористической поэзии.

Хотя раек даёт неограниченные возможности для импровизации, его внешняя простота обманчива и работать с народной формой стиха на самом деле непросто. Раешный стих требует не только совершенной искренности и раскрепощённости сознания, искромётности мышления, но и глубокого чутья к духу народного языка.

Нужна была гениальность А. Пушкина, чтобы раешный стих стал частью большой русской литературы. В «Сказке о попе и о работнике его Балде» Пушкин показал всё богатство этой поэтической формы. Активно осваивал раёк Н. Некрасов, применил форму народного стиха в поэме «Двенадцать» А. Блок. Раек притягивал и такого поэта, как И. Анненский. В. Каменский использовал его форму в «Емельяне Пугачёве», С. Кирсанов - «В сказании о Максе-Емельяне». Демьян Бедный в агитационных стихах в период Гражданской войны в России сделал раек своим поэтическим инструментом. Он был любимым материалом поэтических экспериментов В. Хлебникова. В. Маяковского.

С. Кирсанов создал фронтовой раешный стих под названием «Заветное слово Фомы Смыслова — русского бывалого солдата», которое выпускалось массовыми листовками для Красной Армии и передавалось по радио. Опыты лирического раешного стиха в советской поэзии предпринимали В. Боков, Э. Котляр и другие.
Раек притягивает и современное сознание: его мы находим в «Сказе про Федота-Стрельца» Леонида Филатова, Вениамин Смехов переписал раешную комедию Мольера «Мешанин во дворянстве». К этой форме обращались в своем творчестве и композиторы. Д. Шостакович создал мини-оперу «Антиформалистический раек», единственное произведение, к которому композитор написал слова. Мини-опера Д. Шостаковича — сатира на общественные нравы сталинской эпохи, впервые исполнялась уже после смерти автора.

Источник: Поэтический словарь. - М.: ЛУч, 2008 

🔍 смотри также:
Понравился материал?
6
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 5876