Меню сайта
Статьи » Теория литературы и др. » Теория литературы

Постмодернизм в литературе: что это такое, основные особенности

  • Статья
  • Еще по теме

Кратко:

Постмодернизм (от фр. postmodernisme — букв. после современного) - условное понятие, обозначающее совокупность течений в искусстве, философии, культурологии, социологии, лингвистике и даже точных науках во второй половине XX в.

В литературоведении не существует единого взгляда на проблему постмодернизма. Некоторые рассматривают его как этап в развитии модернизма, другие относят к самостоятельному феномену культуры.

Возникновение его связывают с кризисом общественного сознания середины и конца XX столетия, когда представления о ценностях уже не ассоциировались с предметами и явлениями материальной культуры (или так называемой культуры индустриального общества), приоритет отдавался владению информацией. В этом смысле постмодернизм часто рассматривают как реакцию на стереотипы массового сознания. Отсюда - отказ от традиций и авторитетов, основанный не на логическом, а на интуитивном или «поэтическом мышлении».

Для авторов постмодернизма единственно существующая реальность - это текст, а то, что мы принимаем за действительность, - не более, чем наше представление о ней. В последнее время применительно к постмодернизму бытует определение «текст без берегов»; причем резко противопоставляются понятия «художественное произведение», связанное с домодернистской литературой, где утверждаются «прописные истины», и модернистское - «художественный текст», где нет партий автора или героев, а есть только пространство языка, отвергающее какие бы то ни было истины. Если в произведениях модернизма мироощущение автора и героя можно оценить как трагическое, например, у Ф. Кафки, то в текстах постмодернизма оно ироническое.

Постмодернизм разработал особую «практику письма», основанную на пародии, самопародии и пастише, прямых и завуалированных цитатах, реминисценциях, аллюзиях, языковой игре, коллаже и проч.

К постмодернистским текстам можно отнести переводные романы В. Набокова, начиная с «Бледного пламени», «Школу для дураков» Саши Соколова, поэму «Москва - Петушки» Венедикта Ерофеева и др.

Источник: Справочник школьника: 5—11 классы. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000

Подробнее:

Если в XIX веке произведение вбирало в себя многочисленные сведения биографического, социального, исторического характера, то текст освобождался от обязательств учитывать жизненные обстоятельства, которые легли в основу повествований. Постмодернистский текст формирует новый тип взаимоотношений между литературой и читателем. Исчезает старый читатель-созерцатель, его место занимает активный читатель, читатель — соавтор текста. Старое однозначное эстетическое восприятие остается атрибутом прошлого, появляется современное многозначное восприятие художественных ценностей.

Роль литературы в современным мире составляет постоянную тему для размышления писателей-постмодернистов, которые, чтобы обосновать факт своего существования, делают из литературы абсолютную ценность. Обнаруживается ревизия классических представлений XIX века о словесности. XX век перестает воспринимать литературу как священнодействие, рассматривает ее как интеллектуальную игру.

Постмодернистское повествование — это по большому счету книга о литературе, книга, написанная о книгах. Поэтому образ библиотеки — реальной и символической — занимает центральное место в книгах. Библиотека интерпретируется как мир. Для раскрытия этого образа Сартр, а вслед за ним Маркес, Борхес, Эко, Кундера прибегают к приему двойничества.

К повествовательным приемам, используемым в романах постмодернизма, относится техника "потока сознания". Образ героя сводится к проблеме функционирующего сознания. Поэтому, в частности, значение такой характеристики героя, как портрет, нивелируется: в романе можно констатировать неустойчивость черт внешнего человека или их полное отсутствие.

Погруженность героя во внутренний мир определяет его принципиальный разрыв с миром внешним: постмодернистский герой неукоренен в реальности, что выражается в попытках героя найти метафизическую основу своему существованию в образе «двойника».

Литература постмодернизма отражает прежде всего эстетику «разрыва»: между телом и сознанием, между сознанием и речью, внутри самого языка. Техника «потока сознания», которая создает тип героя-призрака, характерна прежде всего для литературы модернистского и постмодернистского направления, и, в соответствии с эстетикой этих направлений, отражает мировоззренческие проблемы и противоречия XX века. Дневник является основной формой самовыражения героя-призрака. Через дневник героя достигается синтез устной и письменной речи. В связи с этим «поток сознания» героя, заключенный в форму дневника, можно рассматривать как попытку представить картину зарождения художественного образа в творческом сознании.

Повествовательная техника постмодернистского романа является попыткой найти языковое соответствие физиологическому процессу мышления и отразить его в виде письменного текста. Речь героя можно охарактеризовать как прерывистую, изобилующую неполными предложениями, то есть отражающую замкнутый и одновременно незавершенный характер человеческой мысли. С языковой точки зрения «поток сознания», характеризуется заменой грамматической связи между словами на ассоциативную. Внутренняя речь героев не только являет собой пример применения техники «потока сознания», но и является объектом наблюдения со стороны самого героя.

Концепция «смерти автора» - одна из ключевых в эстетике постмодернизма: границы авторства оказываются размытыми и мы можем констатировать появление нового типа соавторства: писателя, героя и читателя. Активная «соавторская» роль читателя является, по мысли постмодернистов, открытием культуры XX века.

Постмодернизм, без сомнения, явление новаторское, заслуживающее самого пристального внимания и изучения. И все же литература постигает истину об окружающей нас действительности и о нашем духовном мире не только путем обедняющих логико-понятийных схем или интеллектуальных игр, а непосредственно, изучая все их стороны и пласты и таким образом улавливая их индивидуальность и морально-этическую первооснову.

Источник: В мире литературы. 11 класс / А.Г. Кутузов, А.К. Киселев и др. М.: Дрофа, 2006

Понравился материал?
7
Рассказать друзьям:
Просмотров: 8180