Меню сайта

Статьи » Теория литературы и др. » Теория литературы

Миф в литературе

  • Статья
  • Еще по теме

Кратко:

Миф (от гр. mythos - слово, предание, речь) - произведение устного народного творчества, возникшее в глубокой древности и передающее верования и представления о мироздании, о природных явлениях, о богах и героях.

Миф близок к сказке или легенде. Но, в отличие от первой, он всегда пытается объяснить и прокомментировать то, о чем рассказывает. Если сравнивать миф с легендой, следует отметить, что в ее основе всегда лежит реальный исторический факт, а мифологическое повествование основано на вымысле. Например, древнегреческие мифы о Прометее, Геракле, аргонавтах и проч.

Совокупность мифов одного народа и наука, их изучающая, называется мифологией.

В поисках сюжетов и образов к мифу обращались авторы различных исторических эпох, направлений и видов искусства: П. Корнель, Ж . Расин, Т. Манн, Ф. Кафка, Д. Джойс и др. В русской литературе: М. Булгаков («Мастер и Маргарита»), Н. Гумилев («Ахилл и Одиссей», «Возвращение Одиссея»), А. Кондратьев (цикл «Славянские боги») и проч.

Источник: Справочник школьника: 5—11 классы. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000

Подробнее:

Слово «миф» происходит от греческого mythos, что означает «слово, речь». Миф в истории культуры человечества проходит череду изменений, почти метаморфоз. На ранних стадиях развития — художественное мышление мифологическими образами. Затем мифологические образы выполняют функцию художественного приема. Во второй половине XX века появляется фантастический реализм с его насквозь мифологизированным художественным мировоззрением. Итак, миф — это и мировоззрение, и условный знак, и метафора.

Миф наполняет собой фольклор. Фольклор пронизывает литературу. Литература вновь обращается к мифу. Таким образом, в этой триаде есть, с одной стороны, развитие и восхождение по ступеням, с другой — абсолютная их неразрывность. Было бы очень хорошо, если бы тем, кому интересно, удалось бы показать на примерах, как миф влияет на фольклор и литературу. А так же, как литература влияет на фольклор и современный миф.

В природе существует круговорот воды. В искусстве — круговорот форм человеческой памяти. «Сегодняшняя жизнь — это также и груз прошлых лет... То, что было, — у нас в костях, в зубах, в коже. Литература, по-моему, для того и существует, чтобы тревожить, беспокоить, не давать забыть» — эти слова Юрия Трифонова, большого и глубокого писателя, как нельзя точнее подтверждают этот вывод. Именно взаимосвязь и взаимовлияние мифа, фольклора и литературы обеспечивают и непрерывность, и наполненность потока.

Миф создается не только в дописьменную эпоху. С приходом письменности и собственно литературы мифотворчество человечества не угасает. Оно просто приобретает новые функции, при этом не переставая быть «рассказом о богах и героях, культовых первопредках».

В большинстве национальных литератур образы национальных героев, выдающихся деятелей, в том числе и культуры, строятся по законам мифа. Первый и главный среди которых — вера в реальность мифологического образа. Выдающийся пример в этом ряду — образы В. И. Ленина и большевиков, созданные советской литературой в 20—60-х годах XX века.

Психологи говорят, что человеческая память так устроена, что запоминаются наиболее яркие (как приятные, так и неприятные) с эмоциональной точки зрения события, явления. Но память несовершенна: какие-то подробности забываются быстрее, какие-то начинают возникать в процессе воспоминания. Кроме того, что-то может «вспоминаться» не совсем так, как было в реальности, по самым разным причинам, начиная от художественного вымысла «для красивого словца»  и заканчивая нежеланием выглядеть не очень приглядно.

Видимо, подобные закономерности свойственны и общественной памяти. Поэтому в ней те или иные события могут преобразовываться на основании общих, закрепленных в национальных традициях представлений о добре и зле, о нравственности и безнравственности, о предназначении человека и т. д. Эти традиции всегда связаны с фольклором, а значит, и мифом. Таким образом, появляется новый миф, но не как неправдивая картина, а как стремление к идеалу. Поэтому литература — это бесконечно воссоздаваемый и создаваемый в реалиях определенного времени миф, как постоянное продолжение памяти народа, как направленность этой памяти, как связующее звено поколений.

С появлением новой литературы, единичного автора и конкретного читателя, миф не исчезает, он начинает входить составной частью в художественный образ. Аккумулируясь в сознании читателя, он приобретает некое общее, общественное значение. Круг снова замыкается. Миф, появившись на заре человеческой культуры, фактически создав ее, остался корневой, питающей системой человечества как культурной общности. Поток неостановим, «все — миф...», литература — это «текст жизни», который современен не формой, а глубинным содержанием.

Источник: В мире литературы. 11 класс / А.Г. Кутузов, А.К. Киселев и др. М.: Дрофа, 2006

Понравился материал?
1
Рассказать друзьям:
Категория: Теория литературы | Добавил: katerina510 (10.09.2016)
Просмотров: 961 | Теги: Миф