Меню сайта

Статьи » Теория литературы и др. » Теория литературы

Исторические песни: примеры и характеристика жанра

  • Статья
  • Еще по теме

Исторические песни - «высокий» эпический жанр русского фольклора. Они зародились, самое раннее, на рубеже XIV-XV столетий, но в основном всё-таки позже, в XV в. Они возникли на базе былин. Однако в исторических песнях не существует фантастического элемента.

Самые ранние из них посвящены еще монголо-татарскому игу («Как за речкою», «А и деялось в орде», «Было во городе во Чернигове», «За горою за высокою»). Затем следуют песни о взятии Казани, о национально-освободительных войнах XVII в., о Северной войне, казачьих восстаниях XVIII в., наконец, об Отечественной войне 1812 г., о Крымской войне 1853—1856, конкретно - о Севастопольских эпизодах. В центре повествования стоят фигуры царя Ивана IV Грозного, покорителя Сибири Ермака Тимофеевича, предводителей народных восстаний Степана Разина и Емельяна Пугачева, императора Петра I, полководца Александра Васильевича Суворова и другие.

Исторические песни сюжетны. Герой - исторический деятель, реально существовавшее лицо. В основе повествования - значимый факт жизни народа. Если же сюжет содержит некоторое преувеличение, то оно непременно мотивируется реальными жизненными обстоятельствами, человеческими реакциями, взаимоотношениями. 

Так обстоит дело, например, в исторической песне «Славный старый король Бахмет Турецкий <Авдотья Рязаночка>». Здесь рассказывается о том, как «славный старый король Бахмет Турецкий» разорил город Казань (так в тексте; в фольклорных источниках оба топонима нередко замещают друг друга или смешиваются), угнал всех в плен, и на свободе осталась только Авдотья. Она отправилась «во землю турецкую», чтобы вернуть обратно пленных. Далее приводится её диалог с Бахметом, потрясённым её спокойствием, разумностью, вежливостью, умением вести разговор. Бахмет предлагает Авдотье выбрать того из пленников, кто для неё наиболее дорог. Та выбирает брата, объясняя это тем, что можно нажить, а брата нет. Оказывается, при осаде Казани Бахмет и сам лишился брата. Услышав в словах Авдотьи отзвук собственных переживаний, царь турецкий, растрогавшись, разрешает ей увести на родину всех жителей Казани (Рязани).

В других случаях события в исторической песне разворачиваются не «по правде», а «по справедливости». Так, в произведении «Как у нас было в каменной Москве <Иван Грозный и сын>» описывается ситуация, при которой Иван Грозный велит боярам расправиться с сыном, предполагая в нём изменника. Однако сын Грозного - здесь он назван Дмитрием-царевичем — остается в живых благодаря дяде Никите Романову. В финале песни отец обретает сына. Однако нельзя сказать, что перед нами - идиллическая картина, лишённая характерности. В тексте показан характер Грозного — таким, каким мы знаем его по летописям, документам, воспоминаниям.

Вообще образы царей даны в исторических повестях без учета соображений социальной иерархии. Глава государства в этом фольклорном жанре — живой человек, с которым можно вступить в диалог. В исторических повестях о Петре I он показан как практичный, сметливый, инициативный человек. Даже в сюжетах, посвящённых безжалостному подавлению стрелецких бунтов, Пётр не приобретает черт «имперского властелина» - он не утрачивает сходства со стрельцами, он разговаривает, как они, и мыслит в схожей с ними логике. Ещё более человечен А. В. Суворов.

Поэтика исторических песен во многом схожа с былинной: здесь те же лексические и стилистические приёмы (синонимия, повторы, устойчивые эпитеты и другие), тот же образный ряд. В качестве основы эпических сравнений преобладают реалии крестьянской жизни: война - пашня, воевать - землю боронить, кровь проливать - пашню поливать и другие («Полтавская битва»). Важным отличием является постепенное появление рифмованных исторических песен, например:

Нас пугали Пугачом – 
Он кормил нас калачом.
Государь нас бил с плеча – 
Пугач дал нам калача.

В целом ряде случаев исторические песни насыщаются лирическим элементом до такой степени, что перестают восприниматься как собственно «исторические». Так произошло с «Ай мне малым-то мало спалось <Вещий сон Разина>», которая остается популярной народной песней и в наше время.

Развитие жанра сопровождалось всё большим вниманием к бытовым подробностям, во многом сходным с тем же приёмом в былинах. В былинах тщательно описывалось, например, как богатырь седлал коня; в исторических песнях, посвящённых Пугачёву, указывалось на род занятий его сторонников («Медны пушки выливали»), на детали его одежды, манеру поведения и другое.

По мере развития в произведениях интересующего нас жанра усиливался лирический элемент. В более поздних случаях те же повторы призваны не показать эпическую масштабность происходящего, а усилить образ, что сближает такие образцы с произведениями суггестивной лирики:

Из Уралечко, да из Уралечко 
Пышет пламечко, да пышет пламечко.
Сырой бор горит, да сырой бор горит,
Разгорается, да разгорается.

В целом исторические песни сочиняются приблизительно до 1880-х гг., а исполняются, как и былины, - до начала второй половины XX в., после чего может констатироваться «смерть» жанра: те произведения, которые исполняются, существенно трансформированы.

Источник: Поэтический словарь. - М.: ЛУч, 2008 

Понравился материал?
11
Рассказать друзьям:
Категория: Теория литературы | Добавил: katerina510 (21.11.2016)
Просмотров: 6911 | Теги: исторические песни, историческая песня