Меню сайта
Статьи » Теория литературы и др. » Теория литературы

Духовные стихи как жанр, авторы и примеры русских духовных стихов

  • Статья
  • Еще по теме

Духовные стихи в древнерусской литературе включены в нишу русской народной поэзии наряду с эпическими, лирико-эпическими, историко-социологическими, историко-бытовыми былинами и являются песенным религиозным эпосом, восходящим к библейским, агиографическим (жизнеописание святых) и апокрифическим сюжетам. В некоторых исследованиях духовные стихи эпического склада объединяются с былинами под общим названием старин («Стих о Голубиной книге», «Егории Храбром и его мучителе», «Онике-воине», «Два брата Лазаря» и другие).

Таинственная «Голубиная книга» («глубины» — разумения) относится к самым древним духовным стихам и представляет диалог царя Давыда Евсеевича с царем Владимер-от Владимеровицем, по другим источникам Волотоманом Волотомановичем. Чередование вопросов и ответов - один из основных элементов структуры духовных стихов, ему отводится центральное место в сюжете. «Голубиная книга» столетиями выступала своеобразной народной энциклопедией, источником земной мудрости о миропорядке, космосе, Вселенной. Книжные предтечи её прослеживаются в письменных апокрифах - «Свиток божественных книг», «Вопросы Иоанна Богослова на горе Фаворской», «Беседа трех святителей».

Космизм и поэсофия славянского Средневековья, эсхатологические и религиозные мотивы, — миры духовного стиха, — носителями и слагателями которых были «калики»-пилигримы, паломники по святым местам, монахи, церковные служители, старообрядцы. В Украине и Белоруссии они исполнялись под аккомпанемент лиры или бандуры, к собраниям духовных стихов и былин этнографы прикладывали ноты. «Беломорские старины и духовные стихи» (Собрание А. В. Маркова. 2002) дают в музыкальной части нотные приложения, сложные не только по своему составу, но и по характеру представленных в ней материалов.

Духовные стихи в основном записаны от знаменитых сказителей, «стихарей». Художественные версии известных произведений данного жанра могут отличаться подробностями и стилистическим своеобразием исполнителя, но их основные идеи, несмотря на родственный книжный источник, обработаны и обжиты по законам народного фольклорного творчества — его ритмами, мотивами и речевыми формами. Распространены две формы духовного стиха — устная и письменная. Отмечается, что в старообрядческой среде письменная форма стала преобладающей. Духовные стихи могут быть своеобразной поэтической летописью, прослеживающей жизнь общины («согласия»), её отцов и старейшин, а также её переселения. Они хранятся в печатных и письменных стиховниках, их переписывают кириллической азбукой, например, «федосеевцы», но из-за утраченных или забытых мотивов частично исполняют как стихи.

Ученые окончательно не утвердились с их точным хронологическим приурочением, но известны духовные стихи письменной традиции с XV в. (стих об Адаме). Формирование духовного стиха как жанра продолжалось до XVII в., когда они расцвели в среде старообрядцев и сектантов. В историю художественной культуры они полноправно вошли с середины XVIII-го, начиная с имеющего мировое значение сборника Кирши Данилова «Древние российские стихотворения». Настоящее же утверждение в русской и мировой литературе они получают в XIX в. благодаря известным собирателям подлинно народного фольклора - Кирши Данилова, П. В. Киреевского, И. М. Снегирёва, А. Н. Афанасьева. В. И. Даля, А Ф. Гильфердинга, А. В. Маркова, Н. Е. Ончукова и других.

Духовные стихи - благочестивые народные песнопения - обнажают сострадание и проникновенность, созвучные русской душе. Этому способствует естественность ритма народного песенного размера, ощущавшегося как стихотворный и вобравшего замечательное богатство форм.

Основная часть духовных стихов использовала тонический стих — с одинаковым (или почти одинаковым) числом ударных слогов в стихе, но известны также сложенные рифмованным равносложным (силлабическим) стихом, господствовавшем в русской книжной поэзии 2-й половины XVII - начала XVIII в. Исследователи духовные стихи рассматривают как эклектический вид творчества, включающий тоническое, силлабическое и силлабо-тоническое стихосложение. Типичные для XVII в. произведения этого жанра, претерпевшие влияние юго-западной «виршевой» поэзии, восходят к книжным кантам и псалмам, сохраняя характерность «псальм» и «кантов».

Часть духовных стихов как «стихи умиленные» ложились на те же мелодии, что и в церковном пении, например «Преподобный Макарий», и как род внелитургического пения бытовали наряду с народно-песенными жанрами. Встречались духовные песни, поющиеся на мотивы былин, например «Царь Агапий», «Непростительный грех», «Василий Кесарийский», имели место и собственные напевы духовных стихов чисто народного склада, с характерными заключениями (кадансами). В храме пение их запрещалось уставом. Исполнялись на свадьбах, поминках, вечёрках, в домашнем быту, в процессе труда, отражали свою историческую эпоху, ее представление о государственности, нравственности, народном толковании добра и зла. Духовные стихи эпического плана обживали ветхозаветные и новозаветные истории (плач Адама, стих об Иосифе Прекрасном, песня о царе Соломоне, стих о жене милосердной, о сне Богородицы, о богатом и Лазаре), посвящались церковным праздникам («Стих о двенадцати пятницах», «Дмитриевская суббота», рождественские обрядовые песни и другие).

Официальная церковность большей частью была суровой гонительницей духовных стихов и старин, как и христианских легенд, признанных ею апокрифическими. Романтико-мифологические и мифопоэтические тексты произведений интересующего нас жанра вдохновляли и вдохновляют многих русских писателей, поэтов, композиторов и художников на протяжении многих веков. Хрестоматийные примеры обживания народно-поэтических основ, в частности старин, мы встречаем у А. Пушкина в «Руслане и Людмиле», Ю. Лермонтова в «Песне про купца Калашникова», Н. Некрасова в поэме «Кому на Руси жить хорошо» (легенда «О двух великих грешниках», стихотворение «Влас»), в творчестве С. Есенина («Песнь о Евпатии Коловрате», «Ус», «Марфа Посадница»), Демьяна Бедного («Царь Андрон»), не говоря уж о скрытой трансформации жанровых черт и мотивов духовного стиха, широко используемой в произведениях Н. Лескова. П. Бажова. П. Мельникова-Печерского, Е. Клюева, А. Твардовского и т. д.

Современное бытование духовных стихов выходит за рамки фольклорных сборников, крестьянских дневников, меморатов, старообрядческого нарративного фольклора и получает на новом историческом витке творческое возрождение. Первый этап привлечения внимания к жанру духовного стиха в русской культуре относится к послереволюционному периоду XX в., когда из-за гонений на православную церковь стали редкостью письменные церковные источники вплоть до обычного молитвослова. Духовные стихи хранились в личных тетрадочках, наряду с молитвами, заговорами, плачами, песнями, представляли самозапись или были переписаны из определённого источника или у их носителей в устном бытовании. Богатый материал археографических экспедиций 1950—1990-х гг. рассеян по специальным сборникам, частично не расшифрован, лежит в различных архивах, у частных лиц и нуждается в изучении и осмыслении (неизданными остаются большинство работ Б. Соколова, много сделавшего для изучения духовных стихов). Археографические экспедиции не прекращали работ по их исследованию, и, судя но материалам, накопленным за почти пять столетий, можно говорить об исторической трансформации и путях развития духовного стиха.

Исторические встряски на рубеже XX и XXI вв. породили волну народного самосознания и привлекли интерес славистов к истории, культуре, этнографии и фольклору славянских народов. Многочисленных исследователей и любителей духовных стихов и духовных песен объединяют Международные фестивали, такие, как: петербургский «Невские купола», тобольский «Духовная песнь православной Сибири», минский фестиваль православных песнопений и другие. Число их растёт из года в год. Певцы-гусляры, сочинители авторских баллад, исполнители традиционного духовного стиха, опираясь на исторические наработки, расширяют жанровую и языковую стилистику интересующего нас жанра.

Источник: Поэтический словарь. - М.: ЛУч, 2008 

🔍 смотри также:
Понравился материал?
3
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 6613