Меню сайта
Статьи » Теория литературы и др. » Теория литературы

Драма в литературе - что это такое?

  • Статья
  • Еще по теме

Драма (от гр. drama - действие) - в литературоведении имеет два значения.

1. Один из трех родов литературных, наряду с эпосом и лирикой, основанный на действии. В отличие от эпических произведений, где рассказывается о каких-либо событиях и явлениях, драма показывает эти события через конфликт и в виде диалогов, монологов и поступков действующих лиц. Если автор лирического произведения передает переживания, мысли и чувства человека, то драматург показывает их в развитии, движимыми внутренними и внешними противоречиями.

Драма эмоциональна, так как изображаемое действие должно вызывать у читателя или зрителя ответный отклик - сочувствие, сострадание, тревогу, презрение, негодование, смех и т.п.

Характеры драматических персонажей раскрываются в высказываниях, репликах и поступках. Иногда о каких-то характерных чертах героя авторы упоминают в ремарках.

Как и другие литературные роды, драма появилась еще в античности. Произошло это приблизительно в VI веке до новой эры в Древней Греции. Ее происхождение связано с культом бога Диониса, в честь которого устраивались театрализованные состязания поэтов. Уже тогда оформились два основных жанра драматического рода - трагедия и комедия.

К XX в. диапазон жанров драмы значительно расширился. Помимо названных трагедии и комедии появилась драма, трагикомедия, мелодрама, водевиль, фарс, трагифарс, буффонада и даже эпическая драма, не считая прочих жанровых разновидностей.

Драма за двадцать пять веков претерпела значительные изменения. В античный период сюжеты брались из мифологии (только поздние произведения описывали исторические или бытовые сцены), конфликты были обусловлены представлениями о необходимости исполнения божественных законов и стремлением человека к свободному волеизъявлению, герои древних трагедий - сильные натуры, не знающие колебаний, а персонажи комедий напоминают обобщенные типы - ворчун, пройдоха, скупец, неудачник и т.п. В ранних пьесах большая роль отводилась хору, выражавшему общественное мнение. Стиль трагедии был патетически-монументальным, а комедии отличались живым и легким языком. Все драмы были стихотворными и имели свою структуру (пролог, парод, эпизодии, стасимы, экзод), в отличие от привычного нам членения на акты (действия). Среди авторов античной драмы были Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан, Плавт, Сенека и др.

Средневековая драма представлена духовными жанрами (мистерии, миракли, моралите) и светскими (фарсы, соти). В религиозных пьесах рассказывалось о жизни и чудесах святых, сюжеты черпались из Библии и апокрифической литературы; они имели дидактический и нравоучительный характер, а герои были абстрактно-аллегорическими и олицетворяли порок или добродетель; интрига в них примитивна, но трогательна. В комическом светском средневековом театре выступали шуты (дураки) или плуты, ниспровергавшие своими насмешками и шутками моральные табу; стиль таких пьес был грубовато-гротескным, буффонным. Наибольшей популярностью пользовались пьесы Рютбефа, Гренгора, А. де ля Аля.

Драма Ренессанса стремилась освободиться от церковного влияния и соединила в себе античные традиции с тенденциями народного театра. Источниками сюжетов для пьес Возрождения стали античное наследие, средневековые хроники, народные легенды и современная действительность. Содержание произведений было проникнуто гуманистическим пафосом. Героями драмы Ренессанса стали представители всех сословий. Они умны, отважны, полны энергии. Человеческие характеры и жизненные явления изображаются разносторонне и в развитии, поступки персонажей и переходы чувств мотивированны и естественны. Сущность трагического конфликта в ренессансной драме заключается в столкновении благородных чувств и подлости, корыстолюбия, эгоизма. Однако трагическое и героическое в ней часто смешиваются с комическим и бытовым. Комедии Ренессанса полны приключений, недоразумений, случайностей и проч. Стиль пьес метафоричен, изобилует олицетворениями и сравнениями. Спектр драматических жанров в эпоху Возрождения достаточно широк: от трагедий и исторических хроник до комедий. Славу великих драматургов этого времени снискали Л. де Вега, Кр. Марло, В. Шекспир.

На смену ренессансной пришла классицистическая драма, авторы которой почитали за образцы шедевры античных мастеров. Ее концепция предполагала строгую композицию, ясность и точность языка. Классицисты выдвинули требование единства времени, места и действия, а критерием оценки событий и поведения героев стал рационализм. Драматурги провозглашали культ государственности: прославляли тех, кто отстаивал интересы общества, и развенчивали персонажей, олицетворявших эгоизм. Характеры героев при этом напоминали «вечные» типы. Теоретики классицизма разработали иерархию жанров: трагедия была отнесена к «высоким», а комедия - к «низким» произведениям. В европейской литературе классицистическая драма представлена в творчестве П. Корнеля, Ж. Расина, Ж .-Б. Мольера, а в русской - А. Сумарокова, Д. Фонвизина.

Реалистическая просветительская драма выступила против шаблонов классицизма. Конфликт в ней ограничивался семейно-бытовыми рамками, что, однако, не исключало его социально-политической окраски. Действие строилось на острой интриге, в нем причудливо переплетались сюжетные линии, героизм персонажей обнаруживался в преданности высоким нравственным идеалам, демократическим и гуманистическим принципам. Среди драматургов этого направления в зарубежной литературе следует отметить Ф. Шиллера, Г. Э. Лессинга, П. О. Бомарше. А вот в русской словесности реалистических просветительских пьес не было.

Сентименталистская драма, напротив, в иностранной литературе представлена мало, но получила признание на русской сцене. Она разрабатывала характерные для этого направления мотивы. В ней выступали герои, не принадлежавшие к привилегированным сословиям - мещане, крестьяне. Социальный конфликт разрешался победой благородных чувств. Даже классические сюжеты обрабатывались авторами-сентименталистами в духе тонкой чувствительности. Популярностью пользовались пьесы Н. Ильина и В. Озерова.

Драме в романтической литературе свойственны двоемирие (трагический разрыв между мечтой и действительностью), конфликты, обусловленные крайней индивидуалистичностью героя, фантастичность сюжетных построений, страстность и эмоциональность поэтического слова. Таковы пьесы Д. Байрона, Г. Клейста, К. Рылеева, В. Кюхельбекера и др.

Появившаяся около ста пятидесяти лет назад драма критического реализма стремилась к объективному изображению действительности, ее герои несли в себе типичные, собирательные черты той или иной общественной группы, конфликты всегда имели социальную подоплеку, даже если затрагивали лишь частную жизнь персонажа. Наиболее продуктивными жанрами социальной драмы стали комедия и собственно драма. В отечественной литературе образцы реалистической драмы можно найти в творчестве Н. Гоголя, А. Островского, А. Чехова, Л. Толстого, М. Горького, М. Булгакова и др.

Особо стоит отметить явление «новой драмы», в которой заметно сближение с эпическим и лирическим родом литературы. Этот феномен связан с именами Г. Гауптмана, Г. Ибсена, А. Чехова.

В чеховских драмах особенно видны «размытость» жанра, отсутствие сквозного действия, бессобытийность, развитие конфликта не на внешнем (сюжетном) уровне, а на внутреннем (недовольство героев жизнью), характеры при этом даются в трагикомическом ключе, смысловая нагрузка сообщается деталям. Принято говорить об особой роли подтекста в раскрытии содержания пьес А. Чехова.

Среди многочисленных жанровых вариаций драмы в литературе XX в. следует упомянуть об эпической драме Б. Брехта, стремящейся не столько показать, сколько рассказать о событии, заставляя зрителя при этом не сопереживать, а думать. Аналогов этому жанру в русской литературе нет, как нет их и у так называемого «театра абсурда», появившегося в 50-е годы. Драму абсурда отличает алогизм диалогов, напоминающих игру словами, отсутствие интриги. Герой такой пьесы находится в безысходном поиске вечно ускользающего смысла. Можно наблюдать явление драмы абсурда в творчестве С. Беккета и Э. Ионеско.

Наибольшей вариантностью отмечен в истории драмы жанр комедии: различают более двадцати ее разновидностей (комедия бурлескная, комедия-балет, комедия нравов, комедия интриги, комедия масок, комедия ошибок, комедия идей, комедия настроений и т.д.).

2. В узком смысле слова драма обозначает пьесу с острым конфликтом, допускающим, в отличие от трагедии, возможность благополучного его разрешения. В драме изображаются сцены частной жизни героев. Например, «Маскарад» М. Лермонтова, «Гроза» А. Островского, «На дне» М. Горького. Это жанровая разновидность сложилась в конце XVIII в. в творчестве просветителей (мещанская драма). В XIX и XX вв. она развивается в форме психологической драмы, соединяя в себе элементы разных драматических форм (трагедии, комедии, буффонады - см., фарса, водевиля и т.д.).

Источник: Справочник школьника: 5—11 классы. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000

Понравился материал?
1
Рассказать друзьям:
Просмотров: 3205