Меню сайта
Статьи » Теория литературы и др. » Теория литературы

Дидактическая поэзия: примеры, особенности

  • Статья
  • Еще по теме

Дидактическая поэзия - вид поэтического творчества, цель которого – представить полезную информацию (как этическую, так и эстетическую или естественно-научную) в стихотворной форме. Эта традиция зародилась в Древней Греции: считалось, что такая форма оптимальна для запоминания и усвоения сведений. Кроме того, стихотворная речь в то время считалась более благородной, нежели прозаическая, и способствовала возвышению души и мыслей. Дидактическая поэзия использовалась при создании жанра поучений, популярного в литературах древнего мира уже на рубеже 11-1 тыс. до н. э.

Одним из первых образцов дидактической поэзии считается поэма Гесиода "Труды и дни" (VII—VI вв. до н. э.). Здесь он излагает историю олимпийских богов, а параллельно дает поучения собеседнику, которого явно желает просветить в вопросах этики.

За Гесиодом последовали Парменид, Эмпедокл (в его сочинениях описывались физические явления, законы устройства мироздания), Арат, Каллимах и другие. Знамениты дидактико-поэтические сочинения древнеримского поэта Квинта Горация Флакка, в частности - его "Ars poetica": здесь поэтико-дидактическая интенция направлена на саму поэзию; так в литературе еще больше укрепляется идея полезности. С другой стороны, перед нами литературное произведение, имеющее целью улучшить литературные произведения, которые появятся в будущем. Так рождается автопоэтическая дидактическая тенденция.

Дидактическая поэзия развивалась и в эпоху Средневековья, но в этот период была посвящена в основном изложению сюжетов Святого Писания. В Новое время ее расцвет связан с эпохой классицизма, обратившегося к эстетике античности и возродившего ведущие литературные жанры. Репликой на сочинения Горация стало знаменитое «Поэтическое искусство» Никола Буало-Депрео, которое также имело целью поучать, доказывать полезность и необходимость совершенно определённого подхода к поэзии.

В XVIII в., начиная с М. В. Ломоносова, дидактическая поэзия развивается и в России. Некоторые исследователи относят к ней произведения таких жанров, как басня, притча, сатира, направленных на улучшение общественных нравов.

В качестве дидактической поэзии, имеющей более частные задачи, например обучение какому-нибудь практическому предмету, могут использоваться поэтические произведения, построенные на игре слов, созвучиях, омонимии и других подобных явлениях. Таковы произведения Я. А. Козловского, используемые в различных сборниках диктантов для повышения грамотности школьников, абитуриентов и студентов.

Источник: Поэтический словарь. - М.: ЛУч, 2008 

🔍 смотри также:
Понравился материал?
2
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 2789