Меню сайта
Статьи » Теория литературы и др. » Теория литературы

Баллада как жанр, примеры из литературы

  • Статья
  • Еще по теме

Кратко:

Баллада (от итал. ballare - плясать) – один из жанров лиро-эпических произведений, сюжетное стихотворение с описанием какого-либо фантастического, исторического, героического или бытового случая. Так, В. Жуковский в балладе «Светлана» рассказывает о страшном сне героини.

В русской литературе различают народные баллады («Ванька-ключник», «Горе» и др.) и авторские («Песнь о вещем Олеге» А. Пушкина, «Баллада о двадцати шести» С. Есенина и проч.).

Жанр современной баллады произошел от средневековых хороводных песен, утратив со временем танцевальную функцию и усилив сюжетную основу.

Источник: Справочник школьника: 5—11 классы. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000

Баллада (фр. ballade, от прованс. balada — танцевальная песня) — жанр лирической поэзии, представляющий повествовательное сюжетное стихотворное произведение. Началом баллады послужила народная плясовая песня любовного содержания. Существенное влияние на европейскую литературу оказала англо-шотландская народная баллада трагического звучания с отрывистым повествованием, таинственностью, драматическим диалогом. Основными темами баллад являлись: кровавая месть, несчастная любовь, легенды, исторические эпизоды.

В русской литературе мрачный колорит баллад особенно ощущается в переводных и оригинальных произведениях родоначальника этого жанра В.А. Жуковского. Баллада со сказочной, любовной и исторической тематикой представлена в поэзии А.С. Пушкина («Песнь о вещем Олеге»), М.Ю. Лермонтова («Баллада», «Воздушный корабль»), И.С. Тургенева («Баллада»), А.К. Толстого («Василий Шибанов»). Героикой военно-революционных событий первых десятилетий советской власти наполнены баллады поэтов С.А. Есенина, Э.Г. Багрицкого, Н.И. Асеева, Н.С. Тихонова. Во время Великой Отечественной войны к жанру баллады обращались К.М. Симонов, П.Г. Антокольский, М.Л. Матусовский и др. Во второй половине XX века интерес к балладе проявляли поэты Р.И. Рождественский, Э.А. Асадов, А.П. Межиров, А.А. Вознесенский, Е.А. Евтушенко.

Источник: Бубнов С.А. Словарь литературоведческих терминов: от значения слова к анализу текста. - Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018

Подробно:

Баллада — название этого поэтического жанра, восходит к провансальскому слову «ballar» — «плясать», что объясняется происхождением баллады из хороводной песни. Баллада провансальская, староитальянская и старофранцузская — это бессюжетная лирическая пьеса, строящаяся по жесткой схеме. Она состоит из трёх восьмистрочных строф (реже — девяти-десятистрочных) и заключительного четверостишья реже — пятистишья), так называемой «посылки», то есть прямого обращения к лицу, которому она посвящена. Система рифм — сквозная (ававвсвс), последние строки строф и посылки повторяются, служат рефреном. Повторяются и рифмы. Изысканная форма баллады могла быть и изящной игрушкой, и вместилищем глубокого философского содержания. 

Одним из крупнейших мастеров такой баллады был великий французский поэт Франсуа Вийон (XV в.). В его произведениях, как правило, одна мысль, заданная в первой же строке, сложно варьируется, изменяется, как бы ищет себе наиболее точное выражение. В знаменитой "Балладе поэтического состязания в Блуа" поначалу кажется, что речь идёт о личных странностях "экстравагантного" поэта:

От жажды умираю над ручьем.
Смеюсь сквозь слезы и тружусь играя.

Однако в дальнейшем, когда та же мысль примет ряд новых обличий, становится ясно, что речь идёт о чём-то гораздо более существенном, не о внешней, но о внутренней бесприютности:

Глухой меня услышит и поймёт.
И для меня полыни горше мёд.
Но как понять, где правда, где причуда?
И сколько истин? Потерял им счёт.
Я всеми принят, изгнан отовсюду.

(Перевод И. Эренбурга)

Вийон не только величайший мастер баллады, но и «последний» балладник, хотя, разумеется, подобные произведения писались и позже (например, П. Ронсаром). Теоретик французского классицизма Н. Буало считал, что баллада лишь предшествует истинной поэзии.

Впоследствии баллада (речь идет о "романской" традиции) возникает обычно как стилизация: такова, например, "Баллада о дуэли", которую произносит Сирано де Бержерак в одноимённой "героической комедии" Э. Ростана. Примером тонкого проникновения в старый жанр служат две баллады Б. Л. Пастернака из книги "Второе рождение" ("Дрожат гаражи автобазы..." и "На даче спят...").

Иную историю имеет баллада «германской» традиции. В английской, шотландской, немецкой словесности так назывались сюжетные песни, носящие либо фантастический, либо исторический характер. Связь с "хороводной песней" у этих текстов ослаблена и сказывается лишь в их строфичности, а также довольно частом построении в форме диалога. Отсутствует и обязательная в "романской" балладе строгая схема строфики и рифмовки. 

В конце XVIII — начале XIX века баллада становится знаменем романтической поэтики и поэзии. Малая форма эпоса действует лирически — вот то открытие, которое совершили своими балладами И. В. Гёте, Ф. Шиллер, Г. Бюргер, В. Скотт, А. Мицкевич и другие. Она, с одной стороны, остросюжетна, занимательна, с другой стороны, она философична, в ней единичный случай оказывается проявлением всемирных законов противостояния тёмных и светлых сил. Баллада тяготеет к аллегории, но не равна ей, ведь аллегория всегда ясна, смысл у неё один, а баллада как бы недоговаривает, намекает на нечто большее, чем она сама, заставляет читателя колебаться между чудесным и реальным, прямым и переносным смыслами. "Лесного Царя" И. В Гёте можно понять как наивную сказку, а можно — как выражение сугубо романтического конфликта — "любовь темных сил губит светлое". Сам облик Лесного Царя двоится, и читателю неясно, что это — воспалённый бред ребенка или страшная, "высшая" реальность, недоступная трезво мыслящему отцу.

В России баллада возникает в начале XIX в. Следует оговориться, что в XX в. ею стали называть русские фольклорные сюжетные песни, повествующие о несчастной любви, семейных драмах и пр. (например, "Сестра и братья-разбойники", "Князь Роман жену терял", "Ванька-ключник"). Первым поэтом, употребившим слово "баллада", был Н. М. Карамзин, давший своему стихотворению "Раиса" (1791) подзаголовок "древняя баллада". Опыты баллады мы находим у таких поэтов русского преромантизма, как М. Н. Муравьев, Г. П. Каменев, А. X. Востоков. Расцвет жанра справедливо связывают с творчеством В. А. Жуковского. Перу поэта принадлежит более трёх десятков оригинальных и переводных баллад. Именно он своими переводами приблизил к русскому читателю такие шедевры, как «Лесной Царь» и «Рыбак» Гёте, "Ивиковы журавли" и "Кубок" Шиллера, "Замок Смальгольм, или Иванов Вечер" В. Скотта. Центральным произведением, средоточием балладной поэтики является «Светлана», лишь отдалённо восходящая к «Леноре» Бюргера (дважды переведенной Жуковским). 

Баллада в России была жанром программным для поэтов-романтиков, поэтому так остры были споры вокруг нее. В 1816 году развернулась полемика, в ходе которой балладе Жуковского были противопоставлены "простонародные" баллады. П. А. Катенина («Ольга», «Убийца», «Леший»). Под пером Катенина баллада лишилась мечтательной неопределенности, элементов мистицизма. Поэт обращается к быту русского крестьянства, лексика его становится конкретной и грубоватой. Исчезает характерная для Жуковского двуплановость восприятия, самое фантастическое становится вещным. Баллады Катенина явно тяготеют к повествовательности.

Эта жанровая традиция сказалась в творчестве А. С. Пушкина (например, "Утопленник", "Гусар"). Однако острота полемики не могла оживить жанра, уже в 1830-е гг. баллада становится прежде всего достоянием эпигонов. Разумеется, мы найдем ряд прекрасных баллад у Пушкина (как правило, это переводы или вольные переложения), у Лермонтова («Тамара», «Морская царевна»), однако в целом границы жанра размываются. О таких стихотворениях, как "Спор" или "Три пальмы" Лермонтова, нельзя сказать: "это баллада", но некая балладная прививка, жанровая суть в них ощущается.

Взлёт интересующего нас жанра происходит в творчестве А. К. Толстого. Его баллады носят, как правило, исторический характер. Сюжеты А. К. Толстой находит в русской истории и фольклоре; его излюбленные эпохи: Киевская Русь ("Илья Муромец", "Сватовство", "Алёша Попович") — светлый полюс и царствование Ивана Грозного («Василий Шибанов», «Князь Михаил Репнин») — полюс зла. Интересны опыты сатирической баллады, например, «Порой веселой мая», "Поток богатырь". Постоянная внутренняя ирония в сочетании с глубокой любовью к русской истории и фольклору спасает эти стихи от ложной красивости, свойственной произведениям таких поэтов, как А. Майков и даже А. Фет.

Обращались к балладе и поэты-символисты. У Блока, Андрея Белого этот жанр чётко не выделяется, а лишь ощущается в общей лирической стихии. Иначе у В. Брюсова. Его баллады на темы поздней античности всегда остросюжетны, красочны и риторичны. При этом они носят жанрово-определённый характер.

В советской поэзии балладой называют стихотворение, носящее героико-романтический характер. Данный жанр здесь связывается прежде всего с творчеством Э. Багрицкого («Арбуз», «Контрабандисты») и Н. Тихонова («Баллада о синем пакете», «Баллада о гвоздях»). Образцы подобных произведений встречаются у С. Есенина, А. Безыменского, И. Уткина, А. Жарова и других. Историческую балладу мы найдём у Дм. Кедрина.

Позже понятие "баллада" становится условным; так, А. Вознесенский может назвать ею любое стихотворение (что общего между «Лобной балладой», «Балладой-яблоней» и «Балладой-диссертацией»?). Как гипотезу можно предложить мысль, что такие произведения характеризует интеллектуализм при сохранении сюжетности, несомненно и влияние баллад и "зонтов" Б. Брехта.
Источник: Поэтический словарь. - М.: ЛУч, 2008 

🔍 смотри также:
Понравился материал?
14
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 24195