Меню сайта
Статьи » Теория литературы и др. » Теория литературы

Анафора и эпифора: определение и примеры

  • Статья
  • Еще по теме

Анафора — это повтор слова или группы слов в начале нескольких стихов, строф, предложений или абзацев. Анафору можно назвать излюбленным приемом, к примеру, Марины Цветаевой:

Пунш и полночь.

Пунш — и Пушкин,

Пунш — и пеньковая трубка

Пышущая. Пунш — и лепет

Бальных башмачков по хриплым

Половицам.

Пунш (анафора соединяется с повтором) — слово, выбранное автором прежде всего по произносительным, «звучащим» его свойствам. Во-первых, это слово как бы подготавливает появление имени Пушкин, но пока шифрует, прячет его (четыре звука в словах совпадают). Во-вторых, перед нами звукопись: многократный повтор звука «ш», который, как и в «Стихах, сочиненных ночью во время бессонницы» самого Пушкина, воспроизводит тишину ночи, нарушаемую только шорохами, здесь — творческую тишину (пунш, пышущая трубка). Пунш может иметь в стихотворении Цветаевой и более глубокий подтекст: традиционно с начала XIX в. он ассоциируется с тайными обществами, с собраниями заговорщиков, в том числе с декабристами (знаковый «пиратский» напиток, нарушающий общепринятые правила и нормы регламентированной светской жизни). У Мандельштама, например, в стихотворении «Декабрист» такая отсылка очевидна:

Бывало, голубой в стаканах пунш горит,

С широким шумом самовара

Подруга рейнская тихонько говорит,

Вольнолюбивая гитара —

так что, повторю, возможно, пунш у Цветаевой является маркером образа свободного поэта... правда, свободного до тех пор, пока он не услышит лепет бальных башмачков по хлипким половицам.

Терпеливо, как щебень бьют,

Терпеливо, как смерти ждут,

Терпеливо, как вести зреют,

Терпеливо, как месть лелеют —

Буду ждать тебя...

В данном отрывке анафора звучит как заклинание, как настойчивое убеждение себя вытерпеть и дождаться, потому что ожидание нужного и важного человека — самое трудное для автора в данный момент (отсюда ассоциативный ряд сравнений, актуализирующих такие свойства ожидания, как: однообразие и тягостность — как щебень бьют; страх и все же грядущую неизбежность — как смерти ждут; долготудлительность и... вновь неизбежность — как вести зреют, как месть лелеют).

Август — астры,

Август — звезды,

Август — грозди

Винограда и рябины

Ржавой — август.

Повтор ключевого слова-образа стихотворения отражает поиск, многочисленные попытки определения автором наиболее точных ассоциаций, связанных с собственным, сиюминутным ощущением этого последнего летнего месяца:

Месяц поздних поцелуев,

Поздних роз и молний поздних!

Ливней звездных —

Август! — Месяц

Ливней звездных!

Приведенный отрывок интересен еще и тем, что в нем присутствует эпифора — повтор слова или группы слов в конце стихотворных строк, строф или полустиший. Здесь эпифора важна как повтор наконец-то найденной ассоциации, наиболее точной для автора характеристики: это и то, и то, и то... но важнее всего — звездопад.

Источник: Ивлева Т.Г. Как "сделан" художественный текст / Т.Г. Ивлева. - М: ФЛИНТА, 2018

🔍 смотри также:
Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 238