Меню сайта
Статьи » Теория литературы и др. » Теория литературы

Аллегория: примеры из литературы

  • Статья
  • Еще по теме

Аллегория (греч. allegoria — иносказание) — литературный приём, основанный на иносказании: изображении отвлечённого понятия или явления через конкретный образ (богиня Фемида — аллегория правосудия, сердце — аллегория любви). Аллегория относится к группе метафорических тропов. В художественной литературе аллегория используется для усиления поэтической выразительности. Например, в басне И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей» Стрекоза — аллегория легкомыслия, а Муравей — аллегория трудолюбия и предусмотрительности. Библейское изречение: «Перекуём мечи на орала» представляет собой аллегорический призыв к миру, к окончанию войны.

Источник: Бубнов С.А. Словарь литературоведческих терминов: от значения слова к анализу текста. - Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018

Если символ, абстрагируя, расширяет значение поэтического образа, аллегория действует в противоположном направлении, являя собой род иносказания, посредством которого отвлеченная идея передается через конкретный пластический образ. Так, в гомеровской "Илиаде" могучая Обида шагает по главам воинов, а робкие молитвы подъемлют очи косые. Любопытный феномен пьесы, в которой действовали исключительно аллегорические персонажи, представляли собой средневековые моралитэ. В не меньшей степени аллегорические образы были характерны для поэтики классицизма и социалистического реализма.

Стоит посетить некрополь с захоронениями конца XVIII — начала XIX в. Там мы обнаружим полный набор аллегорических образов как в скульптурной пластике, так и в надгробных надписях: погасшие, опрокинутые факелы, пригорюнившиеся ангелы, стилизованные скорбные урны, запечатленные в камне лавровые венцы и пр. Видимо, такую картину узрел Владимир Ленский, посетив могилу своего так и не состоявшегося тестя. Не надо быть слишком проницательным читателем, чтобы заметить, как Пушкин тонкими, ювелирными намеками воспроизводит аллегорическую образную систему классицизма, к которому он все же прикоснулся в самом начале своего творческого пути.

Словосочетание "отворились... двери гроба" ни в коем случае нельзя квалифицировать как художественный просчет поэта: речь не идет о гробе, оборудованном дверями; перед нами клишированная аллегория смерти, вернее — перехода в загробный мир. Стилистически выверенное словосочетание "И новый он приял венец" не означает принятие какого-то нового венца взамен старого (покойник, как мы помним, "в халате ел и пил"), а иносказательно трактует переход Дмитрия Ларина в мир иной. Точно так же образное выражение в конце простодушной эпитафии "Под камнем сим вкушает мир" не должно вызывать неуместных гастрономических ассоциаций; и на этот раз Пушкин с доброй иронией использует аллегорию обретения вечного покоя, превратившуюся в заурядный шаблон.

Аллегорические образы соцарта хорошо просматриваются в таких произведениях В. Маяковского, как пьесы "Мистерия-Буфф" и "Баня", а также поэмы "150 000 000", «Владимир Ильич Ленин», "Хорошо", в лирическом Мы поэтов Пролеткульта и "Кузницы", в романе А. Серафимовича "Железный поток", в популярном плакате военной поры "Родина-мать зовет!", в "Гимне Советского Союза" на слова Г. Регистана и С. Михалкова, в поэме Эдуардаса Межелайтиса "Человек", в поэмах Евгения Евтушенко "Братская ГЭС" и Роберта Рождественского «Реквием» и пр.

Источник: Федотов О.И. Основы теории литературы: Учеб. пособие для вузов: В 2 ч. - М.: ВЛАДОС, 2003. - Ч.1

Понравился материал?
1
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 3508