Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Другие авторы

Жан Жак Руссо: обзор творчества писателя

  • Статья
  • Еще по теме

Жан Жак Руссо (1712—1778) — философ-просветитель, писатель и композитор, «гражданин Швейцарии», родился в семье часовщика, был лакеем и гувернером, учителем музыки в домах знати, домашним секретарем и переписчиком нот. Около двенадцати лет он провел в доме меценатки Л. де Варанс, работал секретарем французского посла в Венеции. Плодотворным для него было участие в «Энциклопедии» Дидро, для которой писал статьи по музыке. Его сочинения против духовенства навлекли гнев церкви, принудив его скитаться по странам, долго жить в Швейцарии. Последние месяцы жизни он провел во Франции.

Как оригинальный мыслитель Жан Жак Руссо задумывался об эволюции человечества от дикости до цивилизации, о политическом неравенстве и эксплуатации.

В трактате «О происхождении неравенства среди людей» Руссо подверг сомнению принцип собственности, обращая свой взор к незапамятным временам, когда первый человек огородил клочок земли и изрек «Это мое!», и никто не посмел разметать ограду и ответить: «Плоды принадлежат всем, а земля никому». Руссо сожалел о том, что не нашлось в истории мудрого смельчака, чтобы отвратить многие поколения человеческого рода от ужасов преступлений, войн, бедствий, порожденных собственностью. В трактате «Об общественном договоре» он выразил идеи народного суверенитета, обосновал право народа свергать тиранические режимы и устанавливать демократические республики на принципе всеобщего равенства, отвергал компромиссы с власть имущими и идею о просвещенном монархе.

Жан Жак Руссо писал также статьи по искусству, стихи, пьесы, либретто опер и музыку.

В 1756 г. Руссо сочинил философскую сказку «Королева Причудница» — о том, как близнецы — брат Разум и сестра Капризница, вопреки взбалмошной королевской воле родителей, были наделены волшебницей нужными качествами.

На грани философско-педагогического трактата и романа он написал книгу «Эмиль, или О воспитании» (1762), где изображен дворянский отпрыск, целенаправленно формирующийся в скромного, честного, трудолюбивого человека с ясной душой. Он переселяется с возлюбленной из провинции в Париж, город с развращенными нравами, где разбивается его безмятежное счастье, а сам после разных приключений попадает в плен к пиратам.

Для своего эпистолярного романа «Юлия, или Новая Элоиза» (1761) Руссо взял имя возлюбленной средневекового писателя Абеляра, тем самым как бы подчеркнув, что лирическая тема имеет тираноборческий подтекст. В письмах главных персонажей романа раскрывается история любви аристократки Юлии д’Этанж и молодого учителя Сен-Пре, любви, погубленной консервативными сословными предрассудками несправедливого общественного строя. Пафос естественного чувства и естественного долга, благородство героев, тонкий психологический рисунок, «красноречие сердца» — все это делает произведение Руссо классическим образцом сентиментального романа. Разрыв любовных отношений Юлии и Сен-Пре приводит к замужеству девушки с Вольмаром, владельцем поместья — своего рода утопии естественности, где царят патриархальные отношения благополучия и согласия. Юноше после отказа от личного счастья ничего не остается, как предаться моральному самообузданию, воспитанию детей Юлии.

Друг Сен-Пре, отказавшийся от брака, отдавшийся целиком политической деятельности, — центральный персонаж новеллы «Любовная история милорда Эдуарда Бомстона».

Руссо «распахнул окно» затхлых аристократических салонов и впустил «струю свежего воздуха» крестьянских пейзажей.

Над «Исповедью» Руссо работал в 1766—1769 гг. Он попытался создать автопортрет человека, который беспощаден к себе, спорит с самим собой, не скрывает своих субъективных пристрастий, не боится обнажить и дурные черты своего характера, чтобы утвердить в конце концов ценность душевной жизни, индивидуальной значимости человеческого достоинства. Глубокие раздумья и потрясающие откровения наполняют повествование духом поэзии, превращающей документ в художественную прозу. К своей «Исповеди» Руссо написал дополнения: «Диалоги: Руссо судит Жан Жака» (1776) и «Прогулки одинокого мечтателя» (1778), исполненные симпатии к народу и стремления к взаимопониманию и контакту с людьми.

Многогранное творчество Руссо послужило истоком идейно-художественного комплекса «руссоизма», повлиявшего на развитие философии, этики, эстетики, педагогики, искусства и художественной литературы. Высокая патетика сочинений Руссо вдохновляла Марата на их громкое чтение на улицах Парижа под громкие аплодисменты восставшего народа. Образ провозвестника народовластия, безумца и чудака, каким писатель казался в его последние годы, «врожденной доброты человека», проницательного критика общественных пороков предстает со всеми человеческими слабостями в романе Л. Фейхтвангера «Мудрость чудака, или Смерть и преображение Жан-Жака Руссо».

Источник: Горбунов А.М. Панорама веков: Зарубежная художественная проза от возникновения до XX века - М.: Кн. палата, 1991

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
Просмотров: 1933