Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Другие авторы

Творчество сестер Бронте: Шарлотты, Эмилии и Анны

  • Статья
  • Еще по теме

Шарлотта Бронте (1816—1855), Эмилия Бронте (1818—1848) - дочери простого ирландского ткача, упорными занятиями добившегося сана провинциального пастора в Йоркшире, Патрика Бронте. В семье было три дочери — Шарлотта, Эмилия и Анна. Все три выступили в истории литературы под мужскими псевдонимами Карора, Эллиса и Актона — братьев Беллов. Все они вели уединенный образ жизни, навязанный мрачным, консервативно настроенным отцом, все увлекались стихами и одновременно написали в 1847 г. каждая по роману: Шарлотта — «Учитель», не принятый к изданию, Эмилия — «Грозовой перевал», Анна — «Агнес Грей».

Творчество Шарлотты Бронте

Наибольшая известность пришлась на долю старшей из сестер — Шарлотты Бронте, когда она в конце 1847 г. создала свой второй роман — «Джен Эйр». У. Теккерей встретил его появление с восторгом: «Это прекрасная книга... стиль очень щедрый, так сказать, прямой... Этот роман — первая из современных книг, которую я смог прочесть за последние годы».

В какой-то мере роман «Джен Эйр» автобиографичен. Шарлотта Бронте, как и героиня романа, была отдана в сиротский приют, готовивший из воспитанниц будущих гувернанток. Быт и нравы этого заведения правдиво изображены в романе. Другой автобиографический момент связан с возвышенной любовью самой Шарлотты к мужу владелицы пансионата в Брюсселе, куда она вместе с сестрой Эмилией приехала, чтобы усовершенствоваться во французском языке. Сила этого чувства отразилась в трагической истории мистера Рочестера, чья жизнь окутана зловещей тайной.

Героиня романа — гордая, независимая, смелая девушка-сирота, которой нечего ждать помощи со стороны, приходится рассчитывать только на свои силы, ум, прилежание, добросовестность. В силу тяготения к самостоятельности она преодолевает чувства забитости и покорности. В имении аристократа Рочестера, где она служит гувернанткой, происходят удивительные события, полные романтической тайны. Одна из них связана с необходимостью отказаться от личного счастья с хозяином имения, с неприятием лицемерия и лжи.

В своем творчестве Шарлотта Бронте шла по следам боготворимой ею Жорж Санд, чей роман «Консуэло» очень любила. Это была сопричастность в утверждении равенства мужчин и женщин в труде и семье; о политическом равноправии пока речь не заходила. И все же реакционная критика сразу заметила идейную близость романа «Джен Эйр» к чартизму, отсутствие в нем смиренного благолепия.

Романтический накал страстей роднит произведения Бронте с готическим романом. Следует отметить также и мрачную атмосферу замка Рочестера, неожиданные появления ужасной женщины и внезапное богатство, выпавшее Джен Эйр по наследству, пожар, поглощающий замок, прерванную свадьбу и счастливый конец — все эти сюжетные хитросплетения обостряют восприятие в общем-то вполне достоверной истории Рочестера, ввергнутого в безысходную ситуацию браком по расчету. Перипетии сюжетов, наблюдательность автора вместе с тем развенчивают идиллию миссионерского служения абстрактной идее, воспринимаемого как самоубийство личности.

Реальность в третьем романе Шарлотты Бронте — «Шерли» (1849) представлена событиями 1812—1814 гг., связанными с движением луддитов. Гнев, вызванный попранием человеческого достоинства, вылился здесь в уничтожение станков, символов социальной несправедливости, страшной эксплуатации человека, и вместе с тем это и трагедия трудового народа, с горечью изображенная писательницей.

Лишь ненадолго личное счастье улыбнулось Шарлотте Бронте. В 1854 г. у ослепшего отца появился помощник — священник Артур Белл Николс. Он влюбляется в прославленную писательницу и становится ее мужем. После смерти Шарлотты от преждевременных родов ее отец упросил Э. Гаскелл, с которой Шарлотта была в дружеских связях, написать о ее жизни и творчестве. Так возникло биографическое произведение Э. Гаскелл «Жизнь Шарлотты Бронте» (1857).

Творчество Эмилии Бронте

Тяжелое детство выпало и на долю Эмилии Бронте. Не повезло ей и с признанием. Ее единственный роман оказался не замеченным современниками.

«Грозовой Перевал» (1847) также характеризуют черты «готической» эстетики. В лице главного героя произведения Хитклифа, безродного найденыша, которого приютили и вырастили в усадьбе «Грозовой Перевал», но лишили ласки и заботы, писательница рисует романтического бунтаря, враждующего с обществом и жестоко мстящего за перенесенные обиды и надругательства.

В романе тонко через впечатления различных персонажей раскрывается внутренний мир нелюдимого Хитклифа, чья богатая и страстная натура изуродована несправедливостью, а юные мечты о счастье растоптаны и обращены во зло.

Особого драматизма Эмилия Бронте достигает в описании всепоглощающей любви Хитклифа к наследнице имения Кэтрин, которая предпочла внешний лоск, богатство и знатность искреннему и сильному чувству, обрекла себя на невыносимые душевные муки, угрызения совести и трагическую гибель. Эмилия Бронте с беспощадным реализмом изображает разрушение человеческой личности в мире корысти и эгоизма, и это делает роман «Грозовой Перевал» выдающимся произведением критического реализма XIX в.

Источник: Горбунов А.М. Панорама веков: Зарубежная художественная проза от возникновения до XX века - М.: Кн. палата, 1991

🔍 смотри также:
Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 1283