Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Другие авторы

Томмазо Кампанелла и его роман "Город Солнца, или Идеальная республика"

  • Статья
  • Еще по теме

Томмазо Кампанелла (1568—1639) — мыслитель и писатель, с пятнадцатилетнего возраста обучался в монастыре, где изучал философию и богословие. Его свободомыслие навлекло гнев инквизиции, а участие в заговоре против испанского владычества в Италии привело в тюрьму. Более двадцати пяти лет заключения, пыток и лишений не смогли сломить его воли. После кратковременного освобождения он выступил в защиту Галилея, жертвы судейского издевательства, и вновь подвергся гонениям и угрозам оказаться за тюремной решеткой. Покинув родину, Томмазо Кампанелла умирает во Франции.

Сыну XVII века фактически не удалось как следует узнать свое время, но он смог вообразить грядущее человечества, которое для него рисуется без собственности — виновницы всех пороков, без зависти и честолюбия. Счастливое общежитие видится ему, автору утопического романа «Город Солнца, или Идеальная республика» (1623), как воплощение любви к отечеству, где трудятся все, осознавая, что польза общества — высший критерий всякой целесообразности, и все государство возглавляют Мощь, Мудрость и Любовь, признавая лишь поклонение Солнцу и следуя предписаниям единственной книги, написанной общедоступным языком и крайне лаконично и носящей название «Мудрость». В эту обетованную страну, затерявшуюся где-то в Индийском океане, попадает некий мореплаватель, удивленный необычным, отличным от всех европейских социальных систем, миропорядком, разрешившим противоречия общественной жизни и обеспечивающим гармонию личного счастья всех людей.

Своему произведению автор придал, следуя античной традиции, и более всего — Платону, форму «поэтического диалога», который ведут между собой мореплаватель и его собеседники. В ходе этой беседы выявляются основные черты коммунистического устройства общества — отсутствие частной собственности, всеобщий труд, общественная организация производства и распределения, трудовое воспитание граждан.

Любопытно, что Кампанелла шел в основном от Платона и Вергилия и пришел к тем же рубежам в представлении будущего как коммунистического общежития, что и Т. Мор в «Утопии». Тем самым выявлялась объективность исторического движения. Однако представления о конкретном пути этого движения были утопичны.

Трагическая фигура Томмазо Кампанеллы, спроецированная на проблемы XX в., предстает в романе В. Тендрякова «Покушение на миражи».

Источник: Горбунов А.М. Панорама веков: Зарубежная художественная проза от возникновения до XX века - М.: Кн. палата, 1991

🔍 смотри также:
Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 641