Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Другие авторы

"Сон в красном тереме" (Сюэцинь): описание и анализ романа

  • Статья
  • Еще по теме

«Сон в красном тереме» («Хун лоу мэн») — роман Цао Сюэциня. По косвенным данным, Цао Сюэцинь начал работать над произведением около 1754 г. Оставив государственную службу, он поселился в горной деревушке, жил в большой бедности, отдавая все время творчеству, но роман так и остался незаконченным. Его первоначальный вариант, состоящий из 80 глав, имел несколько названий: «История камня», «Драгоценное зеркало любви», «Записки чувствительного монаха», «Двенадцать цзиньлинских шпилек» и известное сейчас — «Сон в красном тереме». После смерти Цао Сюэциня появились многочисленные продолжения романа, но все они не отвечали авторскому замыслу и уступали оригиналу по художественным достоинствам. Считается, что лишь Гао Э выполнил волю автора и дописал роман так, как предполагал сам Цао Сюэцинь. В окончательном варианте произведения 120 глав. Первое печатное издание вышло в 1791—1792 гг. Почти сразу же роман попал в число запрещенных книг, так как власти усмотрели в нем протест против существующих устоев. Но популярность «Сна в красном тереме» росла, и к началу XX в. он переиздавался около 70 раз.

«Сон в красном тереме» — семейно-бытовой роман о феодальном клане Цзя, живущем по конфуцианскому домострою. Уже само название произведения дает читателю ключ к его пониманию. В буддийской философии «сон» — это земная жизнь человека, в дальневосточной поэзии — образ возвышенной любви, недоступной в обыденной жизни. Выбирая слово «лоу» (терем) из возможных вариантов обозначения жилища, автор подчеркивает, что действие происходит в богатом доме, обитатели которого перемежают увеселения и развлечения с интеллектуальными занятиями. Не случайно этот «терем» — красный. Иероглиф «хун» (красный) также имеет значения красивый, женский, румяна, рукоделие, вышивание. Следовательно, основные коллизии романа так или иначе связаны с женщинами.

Неспешный рассказ об обитателях дворцов Нинго и Жунго идет от одного события к другому без точной фиксации времени. Временные вехи отмечаются сезонными и семейными праздниками или значительными происшествиями. В романе подробно описываются великолепные пиры, спектакли домашнего театра, поэтические турниры, обряды и традиции, то есть все, чем живет богатая семья, связанная родственными узами с самим императором. Главные и второстепенные герои выходят на сцену со своими предысториями, что создает широкую картину быта большой семьи. В романе около четырехсот персонажей, представителей разных сословий. Это характерно для всех китайских прозаических произведений крупной формы. Но никто до Цао Сюэциня не ставил целью «освятить жизнь женских покоев». Он же не только показал силу и слабость женщины в доме, но и открыто провозгласил, что она во многом превосходит мужчину.

Основные события романа «Сон в красном тереме» разворачиваются в двух столичных домах-усадьбах. Но прежде чем начать действие, автор устами одного из героев подробно рассказывает о родословной семьи Цзя. Под крышей дворцов, занимающих целую улицу, собралось четыре поколения некогда очень богатой и влиятельной семьи, постепенно приходящей в упадок. «Спесь еще не сошла с них, но карман уже давно пуст», а молодое поколение «все более и более деградирует». Тем не менее, вековые традиции, на которых издавна строились семейные отношения, свято сохраняются. Символом дома, олицетворением старых устоев представлена бабушка. За ней остается последнее слово в решении всех глобальных вопросов. Однако во главе клана стоит другое поколение семьи Цзя — внуки основателей рода: Цзя Цзин, Цзя Шэ и Цзя Чжэн. Первого занимают только алхимические опыты и поиски эликсира бессмертия. Он перекладывает все обязанности на сына, а тому, в свою очередь, нет дела ни до чего, кроме развлечений. Так постепенно приходит в упадок дворец Нинго. Цзя Шэ, унаследовавший должность и титул отца и деда Жунго-гуна, не может вести серьезные дела. Он не только ничего не предпринимает для процветания дома, но и довершает его упадок, исполняя свои прихоти. Только Цзя Чжэн старается достойно сыграть отведенную ему роль главы семьи, продолжить дело основателя рода, хотя по законам он не смог унаследовать его должность. Цзя Чжэн — это своего рода связующее звено между замкнутым миром дома и широким внешним миром. Однако на государственной службе он самостоятельнее и независимее, чем дома, где не может справиться с бытовыми и финансовыми проблемами. Поэтому вся хозяйственная деятельность сосредотачивается в руках представительницы следующего поколения — племянницы Цзя Чжэна Фэнцзе. Это один из наиболее живых и ярких образов «Сна в красном тереме».

С первых страниц романа Фэнцзе поражает сочетанием красоты и изящества с деловитостью, практичностью и острым умом. На этой девятнадцатилетней женщине, похожей на фею, держится весь дом. Она может составить протекцию угодному ей лицу, жестоко посмеяться над незадачливым поклонником, устранить соперницу, предотвратить невыгодные для себя перемены. Устраивая чужие дела, Фэнцзе с легкостью берет взятки. Ведая хозяйственными расходами, удерживает часть денег и отдает их в рост. А в конце концов ее губит алчность, жадность и властолюбие.

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. - М.: ВАГРИУС, 1998

🔍 смотри также:
Понравился материал?
23
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 12880