Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Другие авторы

Шарль де Костер: обзор творчества писателя

  • Статья
  • Еще по теме

Шарль де Костер (1827—1879) родился в семье управляющего папского нунция в Мюнхене, фламандца по происхождению. Окончив Брюссельский университет, де Костер опубликовал свои стихи, критические этюды. В 1856 г. он совместно с художником Ф. Ронсом основал еженедельник «Уленшпигель» как развлекательное издание, впоследствии превратившееся в трибуну прогрессивных сил Бельгии в борьбе за права забастовщиков, за самоуправление, против колониальной и захватнической политики режима Наполеона III. Идеи патриотизма и демократизма Шарля де Костера корнями уходили в почву народной истории, к культурному наследию старых фламандских мастеров живописи. На этой же почве возникли «Фламандские легенды» (1857) — сборник новелл, навеянных средневековыми преданиями, фольклором родной страны.

На материале древней фламандской баллады писатель создал романтическое повествование о рыцаре-злодее, сеятеле смерти и зла и благородной девушке, избавляющей от него родной край («Сир Галевин»). Однако Шарль де Костер не пошел по готической стезе нагнетания кошмаров и страхов. Его влекли радостная полнота жизни, ренессансное мироощущение. «Бланка, Клара и Кандида» — поэтическая легенда, в которой автор не без иронии рассказывает о трех сестрах, возымевших желание удалиться от мира. Простодушное веселье, ликование духа и плоти царит в легенде «Братья Упитанной рожи», в которой изображены люди средневековой деревни с ее суевериями и в то же время здравым смыслом, любовью к жизни, а в новелле «Сметсе Смее» речь идет о находчивом кузнеце, которому удается перехитрить самого черта.

На подступах к овладению вершиной своего мастерства Шарль де Костер пишет «Брабантские рассказы» (1861), где в сплетении символики, сентиментализма и сатирического гротеска пробивались зримые штрихи реализма.

В период усиления социальных противоречий, нарастания подъема рабочего движения в Бельгии, противостоящего угнетателям народа, католицизму и монархии, выходит в свет «Легенда об Уленшпигеле и Ламме Гудзаке, об их доблестных, забавных и достославных деяниях во Фландрии и других краях» (1867). Писатель заимствовал своего героя из немецкой народной книги XV в. и перенес его в XVI в., время нидерландской буржуазной революции и борьбы народа (гезов) против испанского владычества и его опоры — католической церкви. Персонаж лубочной литературы Ламме Гудзак, «брюхо Фландрии», — весельчак и балагур — стал своеобразным сподвижником геза Уленшпигеля, рыцаря возмездия за кровь, слезы и бедствия народа. Прочен нравственный и социальный фундамент мечты Уленшпигеля о справедливости. Его родители — трудолюбивый угольщик Клаас, чей пепел стучит в сердце сына, и мужественная добрая Сооткин; а нежная Неле, подруга Уленшпигеля, создает поэтическую стихию «сердца Фландрии», воплощает чувство верной любви.

Бродяга, острослов, насмешник Тиль Уленшпигель — то солдат, то крестьянин, то живописец, то королевский шут, но всегда бунтарь — бродит по стране, высмеивая и обличая угнетателей народа, с оружием в руках борясь за освобождение страны от зла. Память замученных движет его помыслами и поступками, направляет его удальство, предприимчивость, упорство, помогает выстоять в трудностях, закаляет в страданиях. В гуще народа, в горниле его страстей вырастает он в борца за национальную независимость, становится воплощением «духа Фландрии» — свободолюбия и ненависти к социальной несправедливости.

Симфония отраженных человеческих судеб и народного движения превращает роман в эпопею, где есть и проникновенная лирика, и страстная публицистика, трагедия и комедия, притчи и афоризмы, тираноборчество и любовь. Роман Шарля де Костера как бы вернул первоисточнику на новом витке литературного развития звучание и смысл подлинно народного сказа для всех народов мира.

Источник: Горбунов А.М. Панорама веков: Зарубежная художественная проза от возникновения до XX века - М.: Кн. палата, 1991

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
Просмотров: 577