Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Другие авторы

"Перед заходом солнца" (Гауптман): описание и анализ пьесы

  • Статья
  • Еще по теме

«Перед заходом солнца» — драма Герхарта Гауптмана. Написана в 1931 году, опубликована в 1932, 16 февраля того же года поставлена в берлинском «Немецком театре» Максом Рейнгардтом.

1932 год, предшествовавший приходу к власти фашистов, был ознаменован в культурной жизни Германии событием большой исторической важности — столетием со дня смерти Гёте. В этом же году Гауптману исполнялось семьдесят лет. Оба юбилея отмечались в Германии как национальные торжества. Совпадение этих дат не казалось случайным: Гауптман, всемирно известный драматург, один из тех, под чьим пером рождалась на рубеже XIX—XX веков так называемая «новая драма», воспринимался к началу 1930-х гг. как классик, своеобразный «наместник» в XX веке другого германского классика, Гёте. В пьесе «Перед заходом солнца» Гауптмана семидесятилетний юбилей ее главного героя — автобиографическая деталь и осознанная художественная параллель юбилею Гёте.

Маттиас Клаузен, тайный коммерции советник, почетный гражданин некоего большого немецкого города, владелец крупного книгоиздательства, истинный ценитель искусства выступает в драме воплощением величия немецкой культуры. Дух Гёте витает над героями пьесы: Клаузен цитирует Гёте, его дети носят имена великого поэта и его персонажей, юная возлюбленная впервые предстает перед тайным советником точно так, как когда-то Лотта явилась герою «Страданий молодого Вертера», а вся история любви семидесятилетнего Клаузена к Инкен вызывает в памяти «мариенбадскую элегию» — историю сватовства семидесятичетырехлетнего Гёте к Ульрике.

Конфликт Маттиаса Клаузена и его взрослых детей, испуганных возможной потерей наследства и организовавших травлю отца, выходит далеко за пределы «семейной драмы», к которой драматург всегда тяготел. Семья Клаузенов для Гауптмана — своеобразная модель современной ему Германии, в которой варварство и грубая сила, имеющие целью уничтожить в человеке личность, наступают на мир высоких духовных ценностей. Дети Клаузена — филистерская среда, обнаружившая в 1920-е гг. явную склонность к фашизации, Клаузен же — воплощение духа нации. Будучи причастным к формированию этой среды, в итоге он оказывается чуждым ей, вытесненным из нее, доведенным до самоуничтожения. Первоначально Гауптман хотел назвать свою драму «Новый Лир». История отца, преследуемого собственными детьми, виделась ему историей Лира XX века, насильственно лишенного своих «владений». В финале пьесы, когда Клаузен в непогоду бежит из дома и, полубезумный, оказывается без крова, аналогия с шекспировским венценосным старцем становится прозрачной.

Маттиас Клаузен — тип героя, что сопровождал Гауптмана на всем его творческом пути: незаурядная личность, одинокий интеллигент. Но если ранний герой драматурга (в пьесах «Одинокие», «Потонувший колокол», «Михаэль Крамер» и др.) — мечущийся неврастеник, не умеющий сделать свой выбор, то Клаузен — натура сильная, цельная. Гармоническая личность, для уничтожения которой нужна сила еще большая, подобная той, какая воплощена в групповом портрете детей, возглавляемых зятем Кламротом.

Одним из первых в немецкой литературе — наряду с Т. Манном, Л. Фейхтвангером, Б. Брехтом — Гауптман угадал истинный смысл надвигающегося фашизма, дал свое истолкование его природы. Историческим контекстом легко проясняется символика названия: драматург, начавший свой творческий путь драмой «Перед восходом солнца», накануне прихода к власти фашизма открыто заявлял: долгий путь Германии от восхода солнца до его заката пройден, впереди — безумие, затмение разума, мрак.

Кино и театр не раз обращались к пьесе «Перед заходом солнца». В годы нацизма драму, как и многие другие произведения немецкой классики, толковали, несмотря на очевидность позиции автора, в откровенно профашистском ключе. Именно такую трактовку основного конфликта, несколько видоизмененного, предлагал фильм «Властелин», снятый режиссером Фейтом Харланом в 1937 году. В сценической истории пьесы важное место занимает венская постановка, последовавшая сразу вслед за берлинской премьерой 1932 г. В СССР в 1940 г. почти одновременно состоялись две постановки: в ленинградском «Новом театре» и в театре имени Е. Вахтангова. Последняя с участием М.Ф. Астангова, игравшего главную роль. В 1960-1970-е гг. пьеса появилась в репертуаре таких мастеров русской сцены как Н.К. Симонов (Ленинградский театр им. А.С. Пушкина, режиссер А. Музиль) и М.И. Царев (Малый театр, режиссер Л. Хейфец).

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. - М.: ВАГРИУС, 1998

🔍 смотри также:
Понравился материал?
6
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 10539