Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Другие авторы

"Мартовские иды" (Уайлдер): описание и анализ романа из энциклопедии

  • Статья
  • Еще по теме

«Мартовские иды» («The Ides of March») — роман Т. Уайлдера. Создан в 1948 году. В романе отразился опыт, полученный Уайлдером во время Второй мировой войны (он был в это время в Италии), а также его знакомство с философскими работами Ж.-П. Сартра, переводами которых он занимался. На первый взгляд эта книга — исторический роман, составленный из дневников, писем, воспоминаний, написанных римлянами, чьи имена встречаются в учебниках по истории и литературе: Гай Юлий Цезарь, Марк Юний Брут, Клеопатра, Цицерон, Корнелий Непот, Катулл. Но историзм Уайлдера мнимый, о чем сам автор не преминул сообщить в предисловии к роману, назвав его «фантазией о некоторых событиях и персонажах последних дней Римской республики».

Все документы, приведенные Уайлдером, принадлежат только его перу, за исключением стихов Катулла; события весьма вольно перемешаны во времени, так что роман «Мартовские иды» Уайлдера не может быть использован для изучения последних месяцев жизни Цезаря, но важнее другое — ни нравы римских граждан, ни какие-то другие реалии того времени не интересуют автора «Мартовских ид». Перед нами вовсе не исторический роман в привычном определении жанра, скорее, размышления о философии, политике, поэзии и религии, проблеме свободы и чувстве ответственности, изложенные от имени персонажей, одетых Уайлдером в исторические костюмы и невероятно далеких от реальных прототипов. События, описанные в романе, и чувства его героев не вызывают у автора особенных эмоций, он рассматривает их как повод для философского анализа и приглашает нас разделить это интеллектуальное удовольствие. После выхода романа критики не раз обращали внимание на его отвлеченность, даже абстрактность, говорили о безжизненности его героев. Это верно, но лишь отчасти. Уайлдер вовлекает читателей в раздумья, используя прием, который Б. Брехт называл методом «отчуждения» или — в терминах русского формализма — «остранением»: нечто вполне привычное, над чем и задумываться давно забыли, представляется в ином, необычном ракурсе, или в ином контексте («семантический сдвиг»). Вот почему Цезарь Уайлдера высказывает мысли, которые могли бы появиться у последователя Кьеркегора или ученика Сартра, но никак не у римского диктатора.

Цезарь — ключевая фигура повествования Уайлдера. Он занимает умы и приверженцев своих и заклятых врагов, и те и другие хотят разгадать секрет его личности, понять этого человека. Одни считают его богом, другие «душителем римских свобод», но никто не отрицает его незаурядности. Сам же Цезарь не скрывает ни своих слабостей (правда, только перед близким другом), ни того, что считает своими достижениями. Он обладает мудростью и способен объективно оценить свои деяния и поступки окружающих. Он постиг человеческую природу и не ждет благодарности от тех, кому благодетельствует; он хочет видеть Рим поистине великим и много делает ради достижения этой цели, но сознает, что реализовать свои замыслы вряд ли сможет. Однако он решил идти до конца, потому что «жизнь не имеет другого смысла, кроме того, какой мы ей придаем». Поиски смысла и есть основное занятие Цезаря, итог этих поисков кажется неутешительным: «Та «жизнь», по которой мы идем, бесцветна и не шлет нам знамений. <...> Вселенная и не подозревает, что мы существуем». Но тем прекраснее жить, осознавая свою свободу. Основное противоречие между Цезарем и его противниками — в понимании того, что есть свобода. Для Гая Юлия Цезаря (как и для Сартра) «свобода существует только как ответственность за то, что делаешь». Знание этой истины приносит спокойное мужество душе Цезаря, его не могут вывести из равновесия даже многочисленные заговоры — смерть не представляется ему чем-то устрашающим.

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. - М.: ВАГРИУС, 1998

🔍 смотри также:
Понравился материал?
5
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 4321