Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Другие авторы

Франсуа Рене де Шатобриан: обзор творчества писателя

  • Статья
  • Еще по теме

Франсуа Рене де Шатобриан (1768—1848) родился в аристократической семье. После учения в коллежах дебютировал стихотворной идиллией «Сельская любовь» (1790). В 1791 г. отплыл в Америку, чтобы не быть свидетелем и участником революционных событий, схватки «прошлого с будущим», а в 1792 г. вернулся, чтобы поддержать выступления роялистов против республики.

После разгрома монархистов Шатобриан эмигрировал в Англию. Там он подготовил сочинения о том, что революция 1789 г. явилась следствием пороков абсолютизма. Разделяя просветительский тезис о правах естественного человека и обозрев историю человечества, пришел к выводу о бесплодности социального прогресса, а отсюда и отрицанию идеи революции.

Обращение в католичество в 1798 г. наложило отпечаток на писателя. Франсуа Рене де Шатобриан предпринял попытку написать апологию религии — «Гений христианства» (1802). Здесь в полемике с Вольтером, Дидро и Руссо их призывам к разуму Шатобриан противопоставил пафос интуиции, фантазии, прозвучавший во всех включенных сюда романтических повестях. В повести «Атала, или Любовь двух дикарей», созданной еще в 1801 г., писатель вопреки мнимым достоинствам аскетизма воспел красоту чувства земной любви Аталы и индейца Шактаса, тех, кто далек от цивилизации и ее пороков и находится в естественном состоянии, в близости к самой природе. Именно с могучей природой Америки сливается возвышенная и самоотверженная любовь героев повести — протест против запретов религии. Не находит себе места в цивилизованном мире главный персонаж другой повести — «Рене, или Следствия страстей», одолеваемый смутным душевным беспокойством, противоестественной страстью сестры Амели к нему. Эгоцентризм выталкивает Рене из привычной среды, превращает его в никому не нужного, лишнего человека. М. Горький справедливо отнес автора к тем писателям, которые «рассказали весь драматический процесс постепенного банкротства индивидуализма».

Талант писателя оказался сильнее его религиозных убеждений — своими великолепно выписанными сюжетами он не подтвердил возможность обуздать порочное человеческое бытие только религиозной верой, проповедью смирения и подвижничества на грани гибели во имя загробного блаженства.

В 1809 г. Шатобриан издал свою «христианскую эпопею» «Мученики» — своеобразную поэму в прозе о нравственном превосходстве христианства над язычеством, в 1814 г. — памфлет о Бонапарте и Бурбонах. В 1826 г. выходят в свет «Приключения последнего из Абенсетатей» (1810) — рыцарская повесть о любви араба к испанке, на пути которой возникают преграды — различия в вере, представления о чести, кровная вражда предков, — и «Натчезы», где вновь возникают образ Рене, нравы «естественных народов» — североамериканских индейских племен.

Итогом творческого пути Шатобриана стали «Замогильные записки», изданные посмертно. Здесь заметно переосмысление писателем своих взглядов на исторический процесс: «Европа устремляется к демократии... От монархии переходит к республике. Наступила эра народов».

Талант Шатобриана был оценен его соотечественниками — Б. Констаном, А. Ламартином, А. де Виньи, А. де Мюссе, Ж. Санд, Э. Золя. А. С. Пушкин считал его «первым из французских писателей», «первым мастером своего дела».

Источник: Горбунов А.М. Панорама веков: Зарубежная художественная проза от возникновения до XX века - М.: Кн. палата, 1991

Понравился материал?
1
Рассказать друзьям:
Просмотров: 877