Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Другие авторы

Джордж Мередит: обзор творчества писателя

  • Статья
  • Еще по теме

Джордж Мередит (1828—1909) родился в семье портного. Поэт и романист, он прошел долгий творческий путь. Часть его литературного наследия предана заслуженному забвению, другая часть принадлежит к классике английской литературы.

Писатель был выходцем из среды ремесленников. Двухлетнее пребывание в Германии, где он приобщился к немецкой и французской литературе, помогло ему найти дорогу к Диккенсу, в журнале которого он опубликовал свои первые стихотворения. С середины 50-х гг. он обратился к прозе и создал тринадцать романов, занимаясь одновременно журналистской деятельностью.

В «Испытании Ричарда Феверела» (1859) Джордж Мередит в духе романа воспитания поведал историю молодого аристократа, чей удел опровергает правила поведения «высшего света», внушаемые ему отцом. Кастовая замкнутость, в которой был воспитан герой романа, дает брешь, когда он вступает в неравный брак с Люси, дочерью фермера. Следующим испытанием для Ричарда Феверела стала связь со светской кокеткой, а попытка лорда Монфокена соблазнить Люси вынуждает героя вызвать оскорбителя на дуэль. Искренно и глубоко любящая Ричарда Люси умирает. Таким образом, испытание закончилось для героя романа плачевно. Холодный рассудок оказался бессильным против велений сердца, так как природа диктует свои законы, которые никому нельзя преступить.

К числу лучших произведений Мередита принадлежит роман «Эгоист» (1879). Автор назвал его «повествовательной комедией», так как полагал, что «дух комического» освобождает от необходимости создавать всестороннюю панораму социальной жизни, а для анализа человеческой породы ему вполне достаточна атмосфера светского салона. Об этом он уведомляет читателя в предпосланной роману «прелюдии», где объясняет, почему именно избран такой способ повествования: «Комедия играется с тем, чтобы высказывать размышления о жизни общества, и имеет дело с человеческой природой, как она проявляется в гостиных просвещенных мужчин и женщин, где нет ни пыли борющегося внешнего мира, ни грязи, ни мощных потрясений, где никто не мешает сделать достоверность представления убедительной». Таким образом, Джордж Мередит не задается целью создать современную эпически широкую «божественную комедию» английского общества. Это скорее всего только «ад» собственнического духа, индивидуализма, эгоизма.

Герой романа — богатый аристократ, сэр Уиллоуби Паттерн, образцовый джентльмен, со всем букетом сословных качеств — самонадеянностью, тщеславием, претенциозностью, кичливостью, лицемерием, позерством, педантизмом, душевной пустотой. При всей кажущейся независимости Паттерн — раб условностей и мнения «света». Но чтобы вскрыть это нутро добродетельного человека, автору приходится снимать с его лица одну маску за другой. Эту миссию Джордж Мередит препоручает невестам почтенного сэра, которые своим отношением к блистательному жениху и неожиданными действиями разыгрывают перед читателем забавное зрелище. Констанция Дэрхэм сразу же после помолвки предпочитает менее завидную партию, Клара Миддельтон после того же события пытается спастись бегством и, потерпев неудачу, старается изо всех сил избежать счастливого брака. Летиция Дейл, вначале слепо обожавшая владельца поместья Паттерн-Холл, при ближайшем с ним знакомстве не может сдержать возмущения и свое согласие на замужество дает с похоронным колокольным звоном в душе. Непомерность претензий Паттерна обнажается в психологических столкновениях с избранницами сердца, каждая из которых угадывает в претенденте на ее руку беспредельное себялюбие, кастовый снобизм, чувство собственности при полном отсутствии человеческой души. Ирония писателя основана на том, что за раздутостью самомнения скрывается полнейшее ничтожество.

Источник: Горбунов А.М. Панорама веков: Зарубежная художественная проза от возникновения до XX века - М.: Кн. палата, 1991

🔍 смотри также:
Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 685