Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Другие авторы

Ален Рене Лесаж: обзор творчества писателя

  • Статья
  • Еще по теме

Ален Рене Лесаж (1668—1747) родился в семье адвоката, но рано лишился родителей и испытал нужду. Он окончил иезуитский коллеж. Из родной Бретани переехал в Париж, чтобы завершить образование, занялся переводами пьес Лопе де Веги и Кальдерона и неудачным продолжением Авеланеды «Дон Кихота» и сочинением грубоватых комедий для ярмарочных балаганов. Среди них наибольший успех выпал на «Тюркаре» — комедию со зловещей фигурой откупщика, миллионера, в прошлом лакея, что навлекло на автора неудовольствие банкиров, ростовщиков, купцов.

Еще больший ажиотаж разгорелся вокруг романа «Хромой бес» (1707), при продаже последнего экземпляра которого возник между покупателями поединок на шпагах.

Зарисовкам ярмарки жизни Ален Рене Лесаж придал форму романа, заимствовав в качестве их обрамления сюжет Велеса де Гевары о веселом бесе любви Асмодее, проводнике студента Клеофаса в странствии по Парижу, от великосветских салонов старых кокеток и волокит до тюремных камер, где томятся безвинно осужденные, и заведений для умалишенных, которые повредились в рассудке от радостной вести о наследстве, от оскорблений в принадлежности к более низкой сословной категории, от огорчения, что не выгорело выгодное замужество, от собственного старческого вида, от присутствия среди безумных. Однако более выразительна картина безумия за пределами больницы — на свободе, в мире «людей с поврежденными мозгами». Там без надобности старик может просиживать перед дверьми приемной министра, лишь бы уверить других, что и он влиятельное лицо. Там богач живет впроголодь, но скупает все, что можно назвать коллекцией. Асмодей показывает студенту и сны людей — нелепые мечты порока, тщеславия, честолюбия, нравственного убожества. Именно здесь своре бездельников, развратников, скопидомов и воров противопоставлен скромный честный сапожник, возвращающий сыну деньги, которые могли бы избавить его от изнурительного труда, ибо он хочет жить своим ремеслом и умирает от скуки, с тех пор как перестает работать.

В течение двадцати лет создавал Ален Лесаж роман «Похождения Жиль Бласа из Сантильяны» (1735). Здесь прослежена в духе плутовского повествования одиссея Жиля Бласа, сына конюха, мечтателя с добрым сердцем. Отправившись из-под отчего крова на поиски своего места в жизни, он уже с порога оказывается жертвой обманов, кражи, потехи, попадает к разбойникам, затем — в тюрьму, где законники обирают его с большим мастерством, чем рыцари разбоя. Корысть, хитрость обволакивают юношу со всех сторон, и он начинает адаптироваться в такой среде — вот он помощник врача-шарлатана, слуга знаменитой актрисы, пособник воровских операций, управляющий в доме знатной особы, откуда его, больного, выбрасывают на произвол судьбы. Невзгоды оставляют Жиля Бласа, когда он оказывается любимым секретарем герцога Лермы, осваивает механизм придворной жизни, от имени хозяина раздает должности и чины, загребает крупные взятки в половинной доле с хозяином. В конце концов участие в преступлениях королевского двора, за которое герой романа обретает дворянство, разверзает перед ним глубины нравственной низости и подлости, и в маленьком поместье — идиллическом уголке он обретает наконец спокойствие. Но вскоре опять попадает ко двору, где становится близок министру Оливаресу, воплощающему идеал бескорыстного правителя.

Превратности судьбы Жиля Бласа перемешиваются с эпизодами и новеллами, вносящими в повествование дух ярмарки, торга, где обманываются, надувают, разоряются, толкаются, разыгрывают, шутят, кричат и бранятся, где пестрота светится улыбкой веселого и верящего в свое счастье человека.

Перу Алена Лесажа принадлежат обработки сказаний из «Тысячи и одной ночи», подражания сатирам Лукиана, сборник писем «Найденный чемодан» и воспоминаний «Забавная смесь», компиляции и вольные переводы из испанских источников. Творчество Лесажа оказало влияние на развитие бытового и сатирического романа в России, заметное в произведениях В. Т. Нарежного («Российский Жилблаз, или Похождения князя Г. С. Чистякова»), Ф. В. Булгарина («Иван Выжигин»).

Источник: Горбунов А.М. Панорама веков: Зарубежная художественная проза от возникновения до XX века - М.: Кн. палата, 1991

🔍 смотри также:
Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 776