Меню сайта

Статьи » Теория литературы и др. » Теория литературы

Ритмическая организация стиха. Ритм и паузы

  • Статья
  • Еще по теме

Стихотворная речь в отличие от прозаической — это речь, звучание которой определенным образом упорядочено. Упорядоченность эта создается систематическим повторением тех или иных звуковых особенностей речи. Последнее вызывает ощущение ритмичности в протекании речи.

Итак, стих — это речь, ритмически организованная. Если в прозе художественная выразительность речи определяется в конечном счете ее значением (в широком смысле слова), то в стихе одним из важнейших элементов этой выразительности становится само звучание ее.

Ощущение ритмичности вызывается закономерным повторением соизмеримых единиц. Соизмеримость не совпадает с тождественностью и предполагает лишь возможность сравнивать единицы повторения по одному из важнейших для них признаков. Таким образом, эти единицы могут быть чрезвычайно многообразны по своей структуре. А это в свою очередь приводит к тому, что ритмичность не совпадает с монотонностью.

Стихотворный ритм создается закономерным повторением соизмеримых речевых единиц. Для его возникновения необходимо, во-первых, чтобы было ощутимо членение речи на единицы и, во-вторых, чтобы эти единицы были тем или иным способом соизмеримы.

Речь членится на отдельные отрезки при помощи пауз. Паузы вызываются прежде всего необходимостью делать остановки для вдоха. Естественно, что мы стремимся совместить эти паузы с паузами логическими, зависящими от смысла речи. Так возникает простейший ритм речи.

По своей природе стих наиболее близок к эмоционально насыщенной речи. Характерной ее особенностью является интонация оценочного типа — так называемая экспрессивная интонация. Экспрессивная интонация вызывает членение речи на отдельные отрезки и даже слова, которые по значению своему приравниваются к целой фразе. Возникающие при этом паузы часто не зависят от логического строя речи. Так, в стихотворной речи, кроме трех известных видов пауз — законченно-повествовательной? вопросительной и восклицательной, — появляется еще один вид — постоянная пауза. Это пауза, замыкающая каждую стихотворную строку и непосредственно не зависящая от смысла. Возьмем, например, стихи Тютчева:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора:

Прозрачный воздух, день хрустальный,

И лучезарны вечера.

Каждая строка здесь отделяется от соседней очень отчетливой паузой. Этим создается ощущение чередования строк.

В том случае, если эта пауза не совпадает с логической, возникает так называемый перенос. Встречаем его, например, в следующих стихах Лермонтова:

Моя душа, я помню, с детских лет

Чудесного искала. Я любил

Все обольщенья света, но не свет.

В котором я минутами лишь жил.

В этом случае наиболее отчетливо выступает основное свойство конечной паузы как паузы эмоционального, а не логического типа.

Постоянство паузы в конце стихотворной строки служит первым условием возникновения стихотворного ритма. Следует отметить, что ритмообразующая роль этой паузы подкрепляется целым рядом особенностей стиха. Ей предшествует последнее в строке ударение. Это ударение и неударные слоги, следующие за ним, образуют определенное окончание — клаузулу. Клаузула, сопровождаемая звуковым повтором, носит название рифмы. Рассмотрим, например, стихи Пушкина:

В пустыне чахлой и скупой,

На почве, зноем раскаленной,

Анчар, как грозный часовой,

Стоит, один во всей вселенной.

Отчетливость паузы после каждой строки усиливается здесь тем, что, во-первых, последнее ударение во всех строках падает на восьмой слог; во-вторых, нечетные строки заканчиваются ударным слогом (мужская клаузула), четные имеют после последнего ударения один безударный слог (женская клаузула), при этом одинаковые клаузулы созвучны. И наконец, эта пауза обозначается здесь и графически — концом стихотворной строки.

Таким образом, постоянными паузами стихотворная речь членится на отрезки - стихотворные строки. Однако этого еще недостаточно для возникновения стихотворного ритма. Стихотворная строка представляет собой относительно самостоятельное смысловое и интонационное целое. Но, для того чтобы выступать в качестве единиц ритма, стихотворные строки должны быть соизмеримыми.

Принципы соизмеримости ритмических единиц русского стиха разнообразны. В зависимости от них в русском языке выделяются несколько систем стихосложения. Но все они подчинены законам языка. Именно этим определяется в русском языке единство стихотворного ритма.

Характерной особенностью русского языка является отчетливое противопоставление в пределах каждого слова ударного слога неударным. Это свойство языка является основой ритмической организации русского стиха. Подтверждением этому может служить вся история русского стиха. Та или иная упорядоченность в расположении ударных слогов служит основой ритмики всех русских стихов.

Следует отметить, что в русском языке есть по меньшей мере три типа ударений, которые в той или иной мере участвуют в создании ритмичности речи. Выше речь шла о словесных ударениях, которые, объединяя вокруг себя безударные слоги, способствуют раздельному произношению слов (словесной расчлененности речи). В стихах встречаются и слоговые ударения. Это те полуударения, которые особенно отчетливы в многосложных словах: «сложноподчиненное», «ультракрасный» и т. п. Полуударения эти чаще всего относительно свободны и способны изменять свое место в зависимости от ритма. Встречаются, наконец, и логические ударения, выделяющие какое-либо слово более сильным произношением. Они способствуют членению речи на фразы.

Но если фразовое членение стиха относится скорее к области интонации, чем ритма, а слоговые ударения по своей природе смыкаются со словесными, то именно упорядоченность расположения словесных ударений служит первоосновой ритмики русского стиха. Соизмеримость ритмических единиц русского стиха определяется, таким образом, системой распределения внутри них ударных и безударных слогов. В зависимости от принципов этого распределения различают несколько систем стихосложения. Упорядоченность в распределении ударных и безударных слогов внутри ритмической единицы может идти по трем линиям: закрепления количества слогов (силлабическая система стихосложения) и закрепления ударных слогов по месту (силлабо-тоническая система) или количеству (тоническая система) их в ритмической единице.

Ритмической единицей русского стиха является стихотворная строка. Система расположения ударных слогов внутри стихотворной строки определяет структуру стиха в целом. Принципы ритмической организации стиха определяются в первую очередь особенностями его ритмической единицы: ее величиной, структурой и, наконец, возможностями объединения этих единиц. Очевидно также, что и своеобразие той или иной стиховой системы следует искать прежде всего в принципах строения ритмических единиц стиха.

Но необходимо подчеркнуть, что стих нельзя просто отождествлять с ритмической речью. Стих — это целостная выразительная система речи, базирующаяся на лексическом и грамматическом строе языка. Он обладает целым рядом только ему присущих элементов, и все они — ритм, рифмы, строфика и т. д. — существуют лишь в единстве и подчинены задаче художественной выразительности. Ею определяются и особенности их строения и их художественные функции. Таким образом, особенности стиха в целом и всех его элементов могут быть поняты лишь в результате выяснения их значения в раскрытии содержания, т. е. их идейно-художественной мотивировки.

Источник: Изучение стихосложения в школе. Сб. статей под ред. Л.И. Тимофеева. М., 1960

Понравился материал?
4
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Категория: Теория литературы | Добавил: katerina510 (30.08.2016)
Просмотров: 8743 | Теги: Пауза, ритм