Меню сайта

Статьи » Теория литературы и др. » Теория литературы

Что такое ремарка в литературе: примеры и определение

  • Статья
  • Еще по теме

Кратко:

Ремарка (от фр. remarque - примечание, заметка) - пояснения, даваемые автором в драматическом произведении с указанием возраста, внешних черт, поведения, жестов, интонации действующих лиц, а также сценической обстановки и проч. Они адресованы читателям, режиссерам и исполнителям.

Некоторые драматурги придавали ремарке особенное значение. Например, Н. Гоголь в комедии «Ревизор» подробно описал персонажей во вступительных ремарках, а затем написал «Замечания для господ актеров», в которых уточнил смысл примечаний, данных по ходу пьесы, а особенно - финальной «немой» сцены: «Произнесенные слова поражают, как громом, всех. Звук изумления единодушно излетает из дамских уст...».

Источник: Справочник школьника: 5—11 классы. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000

Подробнее:

Ремарка (от фр. remarque - замечание, пояснение) - в драматургическом произведении: замечание автора, находящееся в начальном и/или конечном положении явления, действия, помещенное между репликами персонажей.

Цель ремарки:
1)    обрисовать обстановку, в которой происходит действие (обычно в начале или конце действия, явления), дать физический или психологический портрет действующего лица, одновременно в ряде случаев дать авторскую оценку событий. Например, в конце III действия комедии Грибоедова "Горе от ума", после знаменитого обличительного монолога Чацкого "В той комнате незначущая встреча...", читаем: "Оглядывается: все в вальсе кружатся с величайшим усердием. Старики разбрелись к карточным столам". Этими двумя фразами Грибоедов дает понять очень многое. Во-первых, ясно, что в начале своего монолога герой находится в центре внимания персонажей. Внимание рассеивается по мере произнесения им своей патетической речи: никому, кроме него самого, она не интересна. Так "фамусовское общество" отторгает инородное тело. Во-вторых, проводится жесткая граница между разными моделями поведения: стандартной «светской» и, по Ю. Лотману, «декабристской». Времяпрепровождение за танцами, картами и др. представители передовой молодежи считали праздной тратой времени (см.: Лотман Ю. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX вв.)).

2)    Помочь актеру и режиссеру при постановке пьесы пояснить детали декораций и костюмов, общую организацию сценического пространства, поведение актера на сцене, даже мимику и жесты. В ряде случаев ремарка служит непосредственным способом разделения пьесы на действия и явления. Она всегда оповещает о появлении и уходе со сцены того или иного действующего лица.

3)    С течением веков пьеса начала мыслиться автором не только как спектакль, играющийся на театральных подмостках, но и как собственно текст, который читатель может воспринимать и наедине с собой, вне театрального пространства, читая, как любое произведение. Что же представляет собой ремарка в литературе в этом контексте? Это указание на обстановку, которую читателю следует представить себе для понимания происходящего. Тогда ремарка напоминает обычное прозаическое описание, данное в очень сжатом виде.

4)    В истории литературы появление все более и более подробной, развернутой ремарки означает изменяющуюся трактовку личности автора. Если в древности автор - скорее проводник некоторого божественного действа и текста, то в последующие эпохи его деятельность осознается как личностная, его роль возрастает, оценки, раздумья, приоритеты и др. приобретают все большее значение. Ремарка в литературе обозначает процесс возрастания роли субъекта творчества.

Античная драма почти не знала ремарок – за редким исключением. Автор пьесы таким образом как бы дистанцировался от происходящего, самоустранялся, придавая действию «объективный» характер. По мере движения литературного процесса и развития авторского субъективизма ремарки в литературе не только стали более подробными, но и начали определяться жанром и стилем драматургического произведения.

Распространенная, описательно-предметная ремарка - черта реалистической драматургии XIX - начала XX в. Особенной детализацией отличаются они в натуралистической драме. Например, в пьесе Гауптмана «Возчик Геншель» описываются одновременно и физические действия, и психологические состояния: "Геншель, без видимого волнения, хватает Гауфе за грудь, встает и оттесняет тщетно сопротивляющегося старика к стеклянной двери; резко обернувшись, нажимает левой рукой ручку двери и выталкивает Гауфе наружу; при этом происходит следующий разговор <...>" (действие IV). Символический характер приобретают ремарки в пьесах Чехова, Ибсена. Сравним две ремарки из "Вишневого сада": «Все сидят, задумались. Тишина. Слышно только, как тихо бормочет Фирс. Вдруг раздался отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный» (действ. II); "Слышится отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный. Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву" (действ. IV). Почти дословное повторение одного и того же описания создает образный, эмоциональный лейтмотив пьесы.

В пьесах Леонида Андреева ремарки имеют философско-символическую окраску (самое начало пьесы «Жизнь Человека», в котором дается ключ к пониманию всего произведения - и для постановщика или актера, и для читателя).

В целом можно сказать, что ремарка в литературе развивается вместе с развитием понимания авторского субъективизма, роли автора и авторского начала в создании произведения искусства.

Источник: Литературный словарь. - М.: "ЛУч", 2007

Понравился материал?
9
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Категория: Теория литературы | Добавил: katerina510 (19.04.2016)
Просмотров: 12419 | Теги: Ремарка