Меню сайта
Статьи » Теория литературы и др. » Теория литературы

Архитектоника в литературе: что это такое, примеры

  • Статья
  • Еще по теме

Архитектоника – 1) Особенности строения, структуры стиха: стихотворный размер, композиционное развёртывание, строфическое членение, строфическое или нестрофическое построение, ритмический рисунок, количество стоп, стиховые окончания. Выделяется несколько видов архитектоники стиховой речи: стих строфический, парной рифмовки, вольной рифмовки, сплошной безрифменный, одиночные строфы. В этом смысле термин "архитектоника" порой синонимичен термину "строфика". 2) Представление о стихотворении как целостности, включающей все эстетические составляющие (структура, композиция, изобразительные средства и другие, с одной стороны, и личность автора, его самоощущение в искусстве, с другой. 

Первое определение выглядит более конкретным, формальным, второе - более общим, философским. Вместе с тем они не противоречат друг другу, а лишь показывают направление взгляда на поэтическое явление: как на нечто «сделанное», разложимое на формальные составляющие или как на органическое целое, неразрывное с личностью его автора.

С первой точки зрения смотрел на архитектонику В. В. Маяковский, писавший в статье «Как делать стихи?» о поэтической работе, создании стихотворения как последовательном осознанном и рациональном подборе ритмических, фонетических, лексических, синтаксических и других единиц, формально соответствующих друг другу. В его интерпретации поэтическое творчество напоминает конструирование, при котором сначала создаётся первое четверостишие, затем, по его модели, все остальные, складывающиеся. наконец, вместе. Не стоит забывать, что подобное чрезмерное внимание к поэтическому искусству как «деланию» - дань футуристической эстетике, которой придерживался Маяковский.

Второй подход предполагает экзистенциальное родство автора и его создания. Архитектоника является «телом», носителем художественности, которая исчезает при разрушении стихотворения, хотя бы при цитировании или пересказе. В этом смысле архитектоника - не только прямая проекция авторской личности в искусство, но и деяние, поступок автора, его эстетическое индивидуальное действие. Тем самым она свидетельствует о том, что искусство - не просто описание и восприятие (как рецептивное, так и перцептивное) бытия, но и его «постав» (термин М. Хайдеггера) производство.

Со времён символистов и их последователей в искусстве и науке укрепилась мысль о том, что искусство не есть отражение действительности, но само действительность, и произведения являются такими же фактами бытия, как явления природы и цивилизации. В этом смысле архитектоника - то же самое, что любой факт бытия, взятый в его отдельности, с одной стороны, и бытования в общем контексте иных явлений и событий, с другой. Она оформляет и благодаря художественной правде позволяет воспринять подразумеваемый ценностный центр - человека и его самоощущение в мироздании. М. М. Бахтин считал, что элементы формы и содержания произведения становятся составляющими архитектоники только в соотношении с человеком, с художественным временем и пространством.

В сходном ключе размышлял и И. А. Бродский. Поэт, развиваясь, совершенствует не только возможности своей метрики и ритмики (архитектоники в первом значении), но и качества собственного голоса, просодию в целом. Именно поэтому в большинстве случаев выбор метрической структуры стиха имеет философское значение: «идеологическая» поэзия Демьяна Бедного, агитационные стихи Маяковского или его же ранние поэмы. «Лебединый стан» М. И. Цветаевой и другие - всё это примеры различной архитектоники, возникшей благодаря неповторимому самоощущению поэта в языковом, культурном, социальном и другие пространстве, в котором он существует.

Единство обоих подходов можно легко видеть на примере архитектоники сонета. Будучи одной из "твёрдых форм", взявшей на себя функции психологической, медитативной, философской, интеллектуальной лирики, сонет характеризуется устойчивой строфикой. Четырнадцать строк, два катрена и два терцета, упорядоченная система рифмовки (своя для каждой национальной разновидности сонета) являются особенностями его «строфически-синтаксического строения». Тому же служат «высокие требования к эвфонической стороне [стиха], качеству рифмы, лексике».

Пример того же рода — архитектоника романа в стихах «Евгений Онегин» А. С. Пушкина. Здесь соотношение жанровой природы романа и поэмы, с одной стороны, и повествовательного (история Онегина и Татьяны) и лирического (лирические отступления) начал создают сложную структуру авторского «объективного» присутствия. Автор здесь - и рассказчик, то есть герой, и повествователь, то есть посторонний наблюдатель. Соответственно, между этими двумя полюсами и разворачивается действие, которое одновременно является версией внутренней биографии автора, жизнеописанием героя и целого поколения, «панорамой» и «энциклопедией» русской жизни.

Источник: Поэтический словарь. - М.: ЛУч, 2008 

🔍 смотри также:
Понравился материал?
5
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 8256