Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Ванин К.

Жизнь и творчество Кесаря Ванина

  • Статья
  • Еще по теме

Кесарь Ванин относится к числу тех авторов, которые могут писать лишь о том, что в какой-то мере было пережито им самим, что является частью его биографии. Таким образом, большинство его произведений в той или иной степени всегда автобиографично, и внимательный читатель без особого труда сможет представить себе жизненный путь писателя Кесаря Ванина.

...По размытой непогодицей дороге под хлестким холодным дождем бредут двое - женщина и ее восьмилетний сын. Рваная обувка черпает вязкую грязь. Бредут они голодные, усталые, иззябшие просить "христа ради" в соседние деревни: в своей нельзя, недавно просили...

Конечно, подобные картины детства человек не забудет до конца дней своих. То, о чем напишет потом Кесарь Ванин в "Лишних", а затем "В мальчиках" и "Его рассказе", правдиво воспроизводит детские, отроческие и юношеские годы будущего писателя.

Родился он в 1904 году в глухой деревне Тульской губернии Старая Гать - Епифанского уезда, где и прошло его полное лишений детство. Семья была немаленькая - одних детей пять человек. Отец долгое время хворал: надрывался на работе, прокормить такую ораву детей - дело нешуточное...

Отец был грамотным человеком, много читал и даже стихи сочинял. Он и сыну своему придумал диковинное имя - Кесарь (вычитал в одной книге) - по всей России, поди, не сыскать.

Когда умер отец, совсем плохо стало: за недоимки взяли и последнюю полоску земли. Кесарь вместе с матерью вынужден был пойти по миру.

Иными, хотя тоже нелегкими, стали условия жизни, когда в 1913 году восьмилетнего Кесаря отдали "в люди": "сердобольная" соседка увезла мальчика в Петербург, где у нее была чайная. За два рубля с полтиной в месяц с пяти утра до двенадцати ночи ребенок должен был работать на кухне при чайной. Затем Кесаря пристроили мальчиком в номера гостиницы. "И какой только грязи не повидал я в этих номерах", - вспоминал впоследствии писатель. Но он стойко переносил все мытарства, унижения, поддерживаемый сознанием, что те несчастные несколько рублей, которые он ежемесячно посылал матери, - единственная подмога голодающей семье.

Все эти годы Кесарь мечтал возвратиться в свою деревню, хотелось быть поближе к родным местам, к матери, к близким - ведь он был совсем еще ребенок. Но удалось это осуществить только весной 1917 года. Кесарь стал батрачить у местных богатеев, затем устроился на шахту, которая находилась не очень далеко от их деревни, работал там коногоном, откатчиком... Потом - Алтай... Поехало туда почти полдеревни - самые обнищалые. Осмелилась и мать Кесаря с оравой ребятишек искать счастья в новом, неведомом краю.

И снова Кесарь начал батрачить у кулаков - но теперь уже алтайских. Работал много, но добра не нажил, был доволен, что хоть он сам и семья избавились от голода. Потом впечатления о жизни алтайской деревни той поры помогут писателю в его работе над повестью "Хутор".

И в 1923 году Кесарь снова возвращается в Петроград: очень хотелось приобрести какую-нибудь стоящую рабочую специальность, например освоить слесарное дело. Однако время было нелегкое: в городах безработных пруд пруди - заводы и предприятия работали далеко не все.

И пришлось восемнадцатилетнему пареньку снова возвратиться в "питейные заведения". Работал "кухонным мужиком" - была такая должность в ресторанах и трактирах, - буфетчиком, официантом, швейцаром - благо и силой и ростом бог не обидел. Что это была за жизнь, легко понять. Она не могла ни в какой мере удовлетворить пытливого, не утратившего живого интереса к людям, честного, отзывчивого и доброго по натуре парня.

В эти годы Кесарь Ванин много читает - сказалась отцовская закваска - и пробует сам писать. Начал со стихов. С ними вошел в литературную группу начинающих авторов при ленинградском журнале "Резец". Этот момент можно считать поворотным в жизни Кесаря Ванина. Нелегкий, но интересный труд, рабочий коллектив, общение в дороге со многими людьми, знакомство с разными человеческими судьбами - все это как нельзя лучше способствовало развитию внутреннего мира будущего писателя, обогащало его представления о жизни.

В 1931 году Кесарь Ванин вступает в партию. А через два года выходит его первая книга "Испытание". Она состояла из пяти рассказов, соединенных общей тематикой. Герои книги - сплавщики леса, водоливы (так назывались начальники барж, своего рода шкиперы) - люди разные по возрасту, характеру, судьбам.

Большой заслугой начинающего писателя было то, что он не спасовал перед сложным жизненным материалом. Следуя жизненной правде, не уходя от сложностей и противоречий, молодой автор показал, как в столкновениях с опасностью люди преодолевают собственные недостатки, приобретенные еще в дореволюционное время: эгоизм, кустарщину, подозрительность, равнодушие к людям. Кесарь Ванин показал, как складывается трудоспособный рабочий коллектив, готовый выполнять сложное и ответственное задание, как новые условия труда преображают людей. Книга "Испытание" была сразу замечена и читателями и критиками.

Вскоре имя Кесаря Ванина вместе с именами таких молодых авторов, как Александр Решетов, Борис Ручьев и другие впоследствии известные писатели, звучит с трибуны первого Всесоюзного съезда советских писателей. О них говорит в своем докладе "О литературной молодежи нашей страны" Владимир Ставский, которого радуют "бодрость и молодость, отражающие оптимизм победившего класса".

Очевидные достоинства первой книги Кесаря Ванина, о которых говорили писатели и критики, вовсе не означали, что из-под пера писателя-самоучки (а этот термин к Кесарю Ванину применим без всяких оговорок: учился он в школе всего ничего - лишь одну зиму) вышли вполне зрелые произведения. В отзывах справедливо указывались и композиционная рыхлость, и беглость отдельных зарисовок, да и к языку были серьезные претензии. Молодой автор не всегда мог удержаться от соблазна расцветить свои описания различными красивостями. В последующих произведениях писатель настойчиво овладевал искусством точного, ясного, выразительного письма, вырабатывал свой стиль, свою писательскую манеру.

Успех первой книги побудил Кесаря Ванина написать по мотивам своих рассказов пьесу под тем же названием "Испытание". Она сразу же была поставлена Ленинградским театром рабочей молодежи, более известным в 30-е годы в своем сокращенном названии - ТРАМ.

Однако чем ответственнее, чем основательнее работал над своими произведениями молодой писатель, тем очевиднее он ощущал недостаток своего образования.

В Ленинграде, при Доме писателя, в ту пору учредили факультет особого назначения. К каждому начинающему автору персонально были прикреплены опытные педагоги. Среди слушателей этого факультета был и Кесарь Ванин.

Творчество Кесаря Ванина оказалось в поле зрения таких замечательных писателей, как Н.С. Тихонов, М.М. Пришвин, В.Я.Шишков. Своими добрыми советами они немало способствовали становлению его самобытного дарования.

Темы, связанные с Великой Отечественной войной, занимают особое место в творчестве Кесаря Ванина. В начале войны писатель добровольцем пошел на фронт. Вскоре его назначили редактором дивизионной газеты. "За время войны, - вспоминает Ванин, - выпустил только небольшую книжку "Русская сила" да несколько рассказов. Некогда было писать, работа в газете отнимала все время. Когда кончилась война, я снова вернулся к литературной работе. Вышли книги "Трудный рейс" и "Обыкновенный человек".

Военная тематика способствовала расширению и углублению поисков писателя в сфере изучения внутренней природы человека, пределов его возвышения и падения. Писателя при этом особенно интересует величие человеческого духа, сила чувств, пробуждение таких качеств, которые в иных условиях казались бы чуждыми самой натуре героя. Перед художником открылась возможность показать, как богат, сложен и подчас обманчив бывает внутренний мир человека, как иногда трудно и не сразу обнаруживает он свое настоящее лицо...

В рассказе "Скворушка" война показана через восприятие ребенка. Грянула беда и отозвалась общей болью. Не обошла ни малого, ни старого. Шестилетний ребенок увидел ее, эту беду, по-своему. Он почти не вылезает из погреба ,где живет вместе с дедом: фашисты сожгли избу. Написано произведение так, что мы не только ясно представляем картину общей беды, но понимаем еще и состояние ребенка, у которого отняли детство, осиротили.

Если обратиться ко всему творчеству Кесаря Ванина в целом, то без труда можно обнаружить особое пристрастие писателя к остродраматическим, конфликтным ситуациям. Это не только классовая борьба ("Хутор"), не только борьба двух непримиримых систем-антагонистов - социализма с фашизмом (военные рассказы). Это, порою, ожесточенные схватки, не выходящие за пределы одной семьи ("Соседи"), одного рабочего коллектива ("На барже"). В основе столкновений зачастую лежат разные представления людей о моральных требованиях, предъявляемых в нашем обществе к человеку. Так, в рассказе "Трудный рейс" происходит столкновение бездушной казенщины и высокомерия, не останавливающегося перед откровенной подлостью, с честностью, прямотой, бескорыстным служением делу.

Как художник Кесарь Ванин сформировался под непосредственным влиянием крупнейших мастеров русской литературы конца 19 - начала 20 века. Особенно дороги ему традиции классиков пролетарской литературы - М. Горького, А.С. Серафимовича. Ближе всего Кесарю Ванину оказались художественные принципы горьковского цикла "По Руси". По общему колориту отдельных картин и характеров повесть "Хутор" напоминает "Город в степи" Серафимовича.

Стоит присмотреться к художественной манере Кесаря Ванина: она весьма своеобразна. Он любит разбивать повествование на ряд коротеньких главок, каждая из которых обычно содержит законченную сцену. В этом лаконизме, в этой экономности изобразительных средств, в самой манере повествования, скупой и точной, есть нечто от кинематографа. Такие произведения писателя, как "Соседи", "Обыкновенный человек" и ряд других, почти законченные сценарии. Однако эта разбивка повествования на своеобразные кадры не мешает писателю вести разговор широко и обстоятельно. Кесарь Ванин стремиться показать события с возможной полнотой. И это несмотря на незначительные размеры произведений, где есть определенный соблазн пренебречь живыми картинами и сценами в угоду описаний чисто информационного характера. В его рассказах образы живут полнокровно, естественно. Им веришь. Причем это относится не только к главным героям. Как бы ни была незначительна роль того или иного персонажа, но если он появился в произведении, то писатель его не выпустит из своего художнического поля зрения, пока он не оформится в соответствующий образ, характер. При всем этом Кесарь Ванин не впадает в излишнюю детализацию, описательность, что лишний раз убеждает, как искусно владеет писатель мастерством рассказчика, как бережно он относится к слову.

Кесарь Ванин - самобытный художник, вышедший из самой гущи народной, - занимает свое, особое место в нашей литературе. Его достижения - и прежде всего в жанре короткого рассказа - интересны и поучительны. Он имеет право на более внимательное отношение к себе со стороны исследователей советской литературы. Один из лучших современных мастеров короткого рассказа ленинградский писатель Сергей Воронин еще в 1956 году обратил внимание на достоинства рассказов Кесаря Ванина. Сетуя на обилие низкопробных произведений малого жанра, С. Воронин озабочен реакцией читателей, которые вообще потеряли интерес к рассказу. "А это несправедливо. Потому, что есть настоящие рассказы, продолжающие традиции русской классической литературы. Их не так много, но они есть, эти живые островки среди мутной воды". Сказано, может быть, в полемической запальчивости слишком категорично. Не будем придавать значения резкости суждения, тем более что по существу С. Воронин прав. Нам важно отметить, что среди огромного количества рассказов, публикуемых в периодической печати и в отдельных сборниках, он выделяет произведения Кесаря Ванина, собранные в книгу под названием "Трудный рейс" Для С. Воронина это именно те "живые островки", которые свидетельствуют о больших возможностях малого жанра и которые противостоят потоку скороспелых ремесленных поделок, дискредитирующих сам жанр. Не вдаваясь в подробный анализ специфики рассказов Кесаря Ванина, С. Воронин подчеркивает главное: "Кесарь Ванин не идет в литературе избитыми тропами. Это нелегко. Это трудные рейсы, но приводят они к настоящему, к тому, что долго живет".

Подобные суждения, а количество их можно было бы увеличить, привлекая высказывания других рецензентов - известных писателей и критиков, лишь намечали круг вопросов темы "Кесарь Ванин - новеллист". Однако, к сожалению, эта тема так и не получила своего развития ни в одной из работ исследователей, занимающихся историей советского рассказа.

Литературное наследие Кесаря Ванина невелико по объему, но достоинства его не подлежат сомнению. Писатель касается в своих произведениях таких явлений жизни, которые остро волнуют каждого. Масштабы самих явлений могут быть различны. И отношение к ним современного читателя, возможно, будет иное, чем тогда, когда они создавались. Но бесспорно одно: произведения Кесаря Ванина безусловно интересны, нужны нашему современнику, так как обогащают его внутренний мир представлениями о тех десятилетиях бурного века, которые стали уже историей, о тех людях, которые делали историю нашей страны.

Кесарь Ванин начал свою литературную деятельность с произведений, которые показывают, как революционная новь, властно заявив о себе во всех сферах жизни, побеждает в напряженной борьбе со старым, отживающим (сборник рассказов "Испытание"). Затем - годы коллективизации (повесть "Хутор"), Великая Отечественная война ("Обыкновенный человек", "Скворушка", "На переправе" и др). И наконец, послевоенные годы ("Соседи", "Гурьяновы", "На перевале" и др.). Особое место в творчестве Кесаря Ванина занимают произведения о дореволюционном прошлом ("Лишние", "В мальчиках", "Его рассказ"). Это тоже страницы истории жизни нашего народа, но истории, преломленной через судьбы тех несчастных, обездоленных людей, которые составляли самый низший слой общества.

🔍 смотри также:
Понравился материал?
5
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 2482