Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Общие темы

Писатели, поэты и другие деятели культуры, прошедшие ГУЛАГ. Литература о ГУЛАГе

  • Статья
  • Еще по теме

ГУЛАГ (Главное управление лагерей) — название советских лагерей принудительных работ, тюрем и мест ссылки, ставшее интернациональным понятием благодаря книге А. Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ" (1973-75). Оно возникло в начале 30-х гг., когда советские «концентрационные» лагеря были переименованы в «исправительно-трудовые». Поскольку подлинно творческая деятельность художника всегда индивидуальна и выражает самые насущные стороны его внешнего и внутреннего опыта, неизбежно возникает противоречие между тоталитарным государством, требующим приведения духовной жизни к единообразию, и серьезным писателем, который следует своему призванию. Большевистское, позже — советское правительство с самого начала пыталось осуществить это требование в форме насилия. Так, многие известные писатели были отправлены в лагеря ГУЛАГа и больше 1000 из них погибли там от истощения, жестокости, отсутствия врачебной помощи и т.п. (Э. Белтов, «Вечерняя Москва», 1988, 19.7.). «90% членов Союза писателей, принятых в 1934 году, были репрессированы.» («Лит. газ.», 1988, 28.12.). 

В число русских литераторов (не считая — прибалтийских, кавказских и др.), казненных или погибших с 1917 в недрах ГУЛАГа, входят: А. Аросев, И. Бабель, Г. Белых, С. Буданцев, П. Васильев, А. Веселый, А. Воронский, А. Введенский, А. Гастев, М. Герасимов, К. Губер, Н. Гумилев, Е. Зазубрин, Н. Зарудин, И. Касаткин, И. Катаев, В. Кин, В. Кириллов, В. Киршон, С. Клычков, Н. Клюев, В. Князев, С. Колбасьев, М. Кольцов, Б. Корнилов, Б. Лившиц, М. Лоскутов, И. Макаров, О. Мандельштам, В. Нарбут, А. Несмелов, Г. Никифоров, Н. Олейников, П. Стешин, Б. Пильняк, B. Правдухин, В. Ропшин, А. Тарасов-Родионов, С. Третьяков, Д. Хармс, А. Чаянов, Б. Ясенский. 

Велико также число литераторов, переживших заключение (или ссылку) в системе ГУЛАГа. К ним относятся, например: А. Алданов-Семенов, Ю. Алешковский, A. Альвиг, Д. Андреев, А. Амальрик, О. Берггольц, Н. Богданов, Л. Бородин, И. Бродский, Ю. Вознесенская, О. Волков, Я. Волчек, C. Гехт, Е. Гинзбург, Н. Ораневская, Ю. Даниэль (Н. Аржак), В. Делонэ, Ю. Домбровский, И. Дворецкий, А. Жигулин, Н. Заболоцкий, Ф. Кандель, Л. Консон, Л. Копелев, Н. Коржавин, Д. Маркиш, С. Марков, М. Нарица, Н. Нароков, Г. Оболдуев, И. Ратушинская, Б. Ручьев, А. Рыбаков, В. Семин, Г. Серебрякова, А. Синявский (А. Терц), П. Слетов, А. Солженицын, В. Тарсис, Б. Чичибабин, Б. Филиппов, В. Шаламов, Б. Ширяев, Н. Эрдман, В. Юрасов. 

В этих перечнях не упомянуты режиссеры, как, например, B. Мейерхольд, филологи — например, М. Бахтин, Д. Лихачев, Ю. Оксман или Ф. Шиллер, переводчики — например, К. Богатырев, члены семей ссыльных — жена О. Мандельштама — Н. Мандельштам, сосланная вместе с мужем, сын Е. Гинзбург — В. Аксенов, который часть детских лет провел в гулаговском Магадане, дочь М. Цветаевой — А. Эфрон, сын Н. Гумилева и А. Ахматовой — Л. Гумилев, близкая подруга Б. Пастернака — О. Ивинская (здесь названы лишь некоторые, те, кто так или иначе связан с литературой). 

На заре ГУЛАГа некоторые писатели прославляли лагерную систему. Они следовали в этом М. Горькому, который вместе с 35 другими авторами создал апологетическое сочинение о принудительном труде (сборник «Беломоро-Балтийский канал им. Сталина», Москва, 1934). В 1937 году этот сборник был запрещен из-за участия в нем главы ГПУ Ягоды, однако аналогичные произведения Г. Белых, А. Макаренко, Л. Пантелеева и Н. Погодина оставались признанными официально. 

Вследствие второй волны эмиграции за пределами СССР оказались и некоторые из тех, кто пережил лагерное заключение и смог дать литературное описание ужаса ГУЛАГа. О первом большом лагере ленинских времен, организованном на монастырском острове Соловки, рассказал Б. Ширяев. Психологию чекиста описывает Н. Нароков. Арест, допросы, пребывание в лагере запечатлены в произведениях В. Юрасова и С. Максимова. 

После смерти Сталина, когда во время оттепели партия признала наличие несправедливости во времена массового террора, в подцензурной советской литературе появились многочисленные произведения о лагерях. Вершина их — «Один день Ивана Денисовича» (1962) А. Солженицына, заслуживают внимания с точки зрения последствий ГУЛАГа на свободе также романы В. Каверина и пьесы В. Розова. Но большая часть литературы о лагерях распространялась только в самиздате и в зарубежном тамиздате. Так было и с последующими произведениями А. Солженицына. 

Художественно значительные и важные в познавательном отношение произведения этой литературы создали Ю. Алешковский (комплекс вины), А. Амальрик (бедствия в ссылке), А. Ахматова (страдания матери), Е. Гинзбург (коммунистка в ГУЛАГе), В. Гроссман (ГУЛАГ в сравнении с немецкими концлагерями), Ю. Домбровский (беспомощность интеллигенции), Ф. Кандель, Л. Консон (импрессионистические зарисовки лагерной жизни), Л. Копелев (лагеря специального назначения — шарашки), В. Максимов (разочарование рабочих), Н. Мандельштам (положение отданного во власть местных функционеров бесправного ссыльного: деньги отбирают, многие сторонятся, немногие поддерживают), Ю. Нагибин (разрушение семьи, нужда в ссылке), И. Ратушинская (женский лагерь), А. Терц-Синявский, Л. Чуковская (осознание обманутости), В. Шаламов (ад Колымы), А. Эфрон (письма Пастернаку из ссылки). 

В брежневский период в советской литературе редко и лишь у очень известных писателей встречаются упоминания о лагерных ужасах сталинских времен (например, у Ч. Айтматова и Ю. Трифонова), о состоянии ГУЛАГа от Хрущёва до Горбачева умалчивается. Лишь при перестройке литература о ГУЛАГе стала доступной в большом объеме советскому читателю; после значительных трудностей был в 1989 году, наконец, выпущен и "Архипелаг ГУЛАГ" Солженицына. Безмерные страдания, причинявшиеся людям в ГУЛАГе при коммунистическом режиме, — таков страшный опыт, запечатленный в этой литературе. Но она является документом, свидетельствующим и о сохранении человечности в нужде и страдании, моральном совершенствовании в условиях нищеты и о силе, которую дает униженным и оскорбленным христианская вера.

Источник: В. Казак. Лексикон русской литературы XX века - М.: РИК "Культура", 1996

🔍 смотри также:
Понравился материал?
15
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 26063