Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Есенин С.А.

"Не бродить, не мять в кустах багряных...": анализ стихотворения Есенина

  • Статья
  • Еще по теме

«Не бродить, не мять в кустах багряных...» (1916) — ранний шедевр любовной лирики Есенина, навеянный воспоминаниями, когда поэт, находясь на воинской службе, во время отпуска посетил родное Константиново.

По своей внутренней динамике стихотворение представляет собой попытку восстановить в памяти облик любимой девушки. Для воссоздания ее портрета используется целый набор изобразительных средств: эпитеты-прилагательные, простые сравнения, метафоры, развернутое сравнение. При этом прилагательные подобраны с самым общим, неиндивидуализированным значением: «нежная, красивая», «невинные руки», «гибкий стан» — и лишь словосочетание «имя тонкое» несет в себе субъективное авторское восприятие. Но уже метафоры содержат нетривиальное соотнесение облика любимой с природными объектами: «со снопом волос... овсяных», «зерна глаз». Простые сравнения также построены на уподоблении природе: похожа на розовый закат, лучиста и светла, как снег. Зато развернутое сравнение, вторая строфа, создает очень чувственный образ похожей на закат на снегу девушки с нежной кожей:

С алым соком ягоды на коже,

Нежная, красивая, была

На закат ты розовый похожа

И, как снег, лучиста и светла.

В целом же образ любимой оказывается растворенным в природе, слитым с ней.

Не случайно и наиболее яркая, узорчатая метафора «досталась» природе, а не просто портрету любимой: «В тихий час, когда заря на крыше, / Как котенок, моет лапкой рот». Поэт обладает особым даром увидеть знакомое природное явление, вечерний закат, с неожиданной стороны. Это неповторимая особенность ранней лирики Есенина.

Вторая половина стихотворения несет в себе удивительно тонкое и психологически верное наблюдение: образ когда-то любимой девушки оказывается совершенно лишен конкретных, индивидуальных черт. И не потому что юношеское увлечение забылось за давностью лет — нет, просто Она была воплощением «песни и мечты», «светлой тайны», которые и составляют незабываемую и неповторимую первую любовь. Внешние приметы исчезли: имя растаяло, глаза завяли, и вся Она, какая в реальности была, отоснилась, ушла из памяти навсегда. А ощущение «песни и мечты», «светлой тайны» осталось навсегда и неразрывно слилось с природой, с заветными местами: об этом «шепчет синий вечер», об этом — «говор кроткий... / Водяных поющих с ветром сот». Это стихотворение — светлый и нежный «реквием» чувству первой любви, никогда не умирающей в глубинах души и памяти.

Лирическое настроение, навеянное есенинским шедевром, сродни пушкинскому:

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою...

Источник: Русская литература XX века: Пособие для старшеклассников, абитуриентов и студентов / Под ред. Т.Н. Нагайцевой. - СПб.: "Нева", 1998

🔍 смотри также:
Понравился материал?
1
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 5106