Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Другие авторы

Василий Гроссман: краткая биография и творчество писателя

  • Статья
  • Еще по теме

Василий Семенович Гроссман - прозаик (12.12.[29.11.] 1905 Бердичев — 14.9.1964 Москва). Отец был химиком. В 1929 году Василий Семенович окончил физико-математический факультет Московского университета. Затем до 1932 года он работал по специальности в Донбассе, после чего переехал в Москву. Здесь и началась в 1934 году его литературная деятельность. 

В сталинское время Василий Гроссман был то в большом почете, то в опале: с 1954 и до самой смерти был членом правления Союза писателей СССР; но втайне писал произведения такой беспощадной разоблачительной силы, что первые публикации оказались возможными лишь на Западе. Лишь при перестройке в конце 80-х гг. Василий Семенович получил заслуженное признание и на родине. 

Литературная деятельность этого автора началась в 1934 г. с рассказов и повести "Глюкауф" (рассказывающей о жизни шахтеров Донбасса после большевистского переворота). В своем первом романе под названием "Степан Кольчугин" (части 1-3, 1937-40) автор показал молодого рабочего, который проходит путь внутреннего развития (перед революцией) и становится на сторону большевиков. В 1941-45 гг. Василий Гроссман был фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда». 

Первое изображение событий войны в художественной литературе — «одно из лучших в то время» (Slonim) — повесть "Народ бессмертен" (1942) нашла широкое признание. Пьеса Гроссмана "Если верить пифагорейцам", созданная перед войной и опубликованная в 1946 году (т.е. до ужесточения политики в области литературы), была осуждена как «вредная» (Ермилов) за содержащуюся в ней и чуждую историческому материализму мысль о неизбежности повторения одних и тех же конфликтов в разные исторические эпохи. Свой эпический многофигурный роман "За правое дело" (1952 год), созданный в традициях Л. Толстого и повествующий о Сталинградской битве и о второй мировой войне, писатель, после разгромной критики в партийной печати (например, М. Бубеннов, «Правда», 1953, 13.2.) вынужден был переработать. Уже на Втором съезде Союза писателей СССР в 1954 году А. Фадеев признал, что его оценка романа как «идеологически вредного» была несправедливой. 

В послесталинское время кроме нового варианта этого романа с авторской правкой (1954, 1956) Василий Семенович Гроссман сумел опубликовать в СССР только рассказы. Вторая часть романа под заглавием "Жизнь и судьба" (1980), над которой автор работал с 1950 по 1960, была после того, как В. Кожевников передал ее КГБ, в 1961 конфискована из-за ее «идеологической недопустимости», но сохранилась и примерно в 1975 попала на Запад. В ней Василий Гроссман эпически широко изображает советское общество при тоталитарном режиме Сталина. Он сопоставляет русских и немцев, исторических и вымышленных лиц, доносчиков и жертв советских и немецких концлагерей. Автор обличает порабощение науки и литературы, вообще всякого самостоятельного мышления в СССР. Работая над этим романом, Василий Семенович с 1955 года параллельно писал повесть "Все течет", в которой соединены элементы художественной прозы и эссеистики. В этом глубоко выстраданном обвинительном документе против коммунистической системы описана обстановка слежки и доносов, физическое уничтожение целых групп населения (например, раскулачивание), атмосфера полного бесправия личности перед государственной властью, при этом не замалчивается и вопрос об ответственности Ленина за несчастья России. Эта повесть была в 1961 конфискована; вариант, завершенный в 1963, попал в самиздат, в 1970 был опубликован во Франкфурте-на-Майне, а в 1989 в Москве.

Источник: В. Казак. Лексикон русской литературы XX века - М.: РИК "Культура", 1996

🔍 смотри также:
Понравился материал?
7
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 6400