Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Блок А.А.

Сочинение: Тема Родины в лирике Блока и Есенина

  • Статья
  • Еще по теме

В марте 1915 года произошла знаменательная встреча. «Молодой рязанский парень со стихами», Сергей Есенин, пришел к Александру Блоку, находящемуся тогда в зените поэтической славы. «Свежие, чистые, голосистые» стихи моло­дого поэта не оставили Блока равнодушным, и с его легкой руки Есенин вошел в литературу. Но встреча эта в дружбу не переросла. Подражая Блоку в ранних стихах, Есенин посте­пенно отстранялся, считая поэта далеким от деревенской темы, от народных истоков, «по недоразумению русским». Но в конце 1925 года Есенин написал: «Блок и Клюев научили меня ли­ричности». Не только в этом точка их соприкосновения. Тема Родины — основная в творчестве поэтов. «Этой теме я созна­тельно и бесповоротно посвящаю жизнь», — писал Блок. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине», — признавался Есенин. Почти слово в слово. Может быть, разни­ца в том, что Блок шел к теме «сознательно», от мысли, а Есенин органично, от души и чувства. В стихах Блока есть вечные загадки, философские размышления над жизнью, а в стихах Есенина — сама жизнь. Но оба поэта заставляют мыс­лить и страдать, радоваться и печалиться, говоря о Родине.

Эта тема, как подхваченный напев гоголевской Руси — «птицы-тройки», звучит в стихах поэтов.

Опять, как в годы золотые,

Три стертых теплются шлеи,

И вязнут спицы расписные

В расхлябанные колеи, —

писал Блок в стихотворении «Россия». Нищая Россия с серыми избами, со слезами и тоскливыми песнями, но не жалкая, а любимая, внушающая надежду и веру, представлялась поэту. Как эхо, вторит Блоку есенинское:

Запели тесаные дроги,

Бегут равнины и кусты.

Опять часовни на дороге 

И поминальные кресты.

И Русь здесь — «малиновое поле и синь», которую не любить невозможно, не верить в которую нельзя научиться. Эта любовь для поэтов, как крест, как цепи, которые они несут бережно, сознавая свое единство с родной страной.

Родина неотделима для них от природы. Как несжатая полоска поля в стихах Некрасова, осенний день, жнивье, за­ставляют Блока и Есенина задумываться о жизни народа, его боли. Для Есенина русская боль — в песне рыбаков на берегу реки, а для Блока — в плаче самой Руси. Видя трудную, тяжелую жизнь родной земли, ни тот, ни другой не уходят от ее проблем. Блок боится, «чтобы распутица ночная от родины не увела», а Есенин любит по-прежнему:

Черная, потом пропахшая выть!

Как мне тебя не ласкать, не любить?

Для обоих Русь — нечто необычное. Блок представляет ее женщиной, объятой заколдованным сном:

Ты и во сне необычайна,

Твоей одежды не коснусь.

Дремлю — и за дремотой тайна,

И в тайне — ты почиешь, Русь.

Есенину она чудится птицей, готовой взлететь:

О Русь, взмахни крылами,

Поставь иную крепь!

С иными именами

Встает иная степь.

Образ степи есть и у Блока в цикле «На поле Куликовом», есть и образ «летящей Руси» — степной кобылицы. «Летит, летит степная кобылица и мнет ковыль...» Если в стихах этого цикла Блок роднит себя с древнерусскими воинами, ощущая себя их частью, Есенин, «последний поэт деревни», ведет счет родне от Алексея Кольцова, первого народного поэта.

Образы, созданные поэтами, перекликаются часто по­тому, что Родина у них одна — Россия, с необъятными просторами, нищим народом и печально известным Влади­мирским трактом.

Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?

Царь да Сибирь, да Ермак, да тюрьма! —

пишет Блок. И Есенин видит ту же картину, но по-своему:

Затерялась Русь в Мордве и Чуди,

Нипочем ей страх.

И идут по той дороге люди,

Люди в кандалах.

Какой бы ни была Родина, каждый из них ощущает ее как мать, как жену, любит, как всякий русский человек, до боли сердечной. Есенин, повидав другие страны и края, признается:

Как бы ни был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий.

А Блок, не приемлющий сонный мещанский быт, все равно дорожит Родиной:

Да, и такой, моя Россия,

Ты всех краев дороже мне.

По словам Александра Блока, настоящий поэт всегда, на всех этапах сопоставляет свою судьбу с судьбой своей Родины, болеет ее болезнями, а когда ее измученное тело отдыхает, отдыхает вместе с ней. Так чувствовал и думал не только Блок, эту мысль разделял и Сергей Есенин.

Источник: 100 сочинений для школьников и абитуриентов. М.: КЕЛВОРИ ЛТД, 1996

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
Просмотров: 180