Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Айтматов Ч.Т.

Сочинение: Размышляя над прочитанным (по роману "Плаха" Айтматова)

  • Статья
  • Еще по теме

Есть книги, пересказать которые легко и просто, настоль­ко незамысловат их сюжет. Но иногда в руки попадает такая книга, что ответить односложно на вопрос, о чем она, невоз­можно, и расстаться с ней, даже прочитав, долго не можешь, перебирая мысленно события, которым стал свидетелем, сопе­реживая героям, размышляя над прочитанным. Такой книгой для меня стала «Плаха», роман Чингиза Айтматова.

Уже в самом названии слышится отзвук казни, расплаты, наказания, ответа перед судом. И в самом деле, сложно постро­енный, многоплановый роман объединяет единство авторской позиции от первого до последнего слова: нет в мире ничего случайного, все взаимосвязано, за все надо платить. Наруше­ние единства человека и природы ведет к трагедии.

Она начинает разыгрываться у нас на глазах в Моюнкумской саванне, где лишь стихийные бедствия да человек нарушали изначальный ход вещей, где звери жили, не ведая страха и забот о завтрашнем дне. Им не дано было знать, что все они обречены на массовый отстрел. Не знали об этом сайгаки, живущие в саванне с незапамятных времен, и волки Ташчайнар и Агбара со своими первенцами. А люди уже собирали технику, поднимали в воздух вертоле­ты, потому что кто-то решил, что сайгаки — исконная добыча волков — нужны для выполнения плана мясосдачи как дополнительный резерв.

И началась облава, истребление. Здесь не было места жалости, только азарт. И неважно, что охота шла на сайгаков, а под руку подвернулись волчата. Или человек, попытавшийся идти против течения, как Авдий Каллистратов.

Сын дьячка, изгнанный из духовной семинарии за ересь, за поиск противовеса устаревшему, на его взгляд, вероучению, Авдий в душе остался проводником и проповедником истины и добра, наивным и искренним, но достаточно твердым, чтобы противостоять главарю гонцов за анашой Гришану и убийце Оберу Кандалову.

Авдий и Гришан — антиподы. Гришан недоверчив, рас­четлив, жесток. У него свой Бог: кайф и деньги. Своя философия: познание Бога через кайф, через черный ход, и пусть вслед за этим «познанием» приходит деградация души, ему безразлично. Он мини-диктатор, Наполеон в своем роде, но его власть — фикция, как и его свобода, потому что закон не на его стороне. Он боится правды, боится таких, как Авдий, и желает видеть в глазах людей только одно — унижение и мольбу о спасении.

Этого же ждал от Авдия Обер Кандалов, отвратитель­ный, хорошо узнаваемый тип, «обер» в полном смысле этого слова, ограниченный и жестокий, учинивший расправу, уверенный в своей безнаказанности. Он со своей хунтой, однозначной до крайности, распинает Авдия, как распяли когда-то Христа за то, что не отрекся от своей истины — любви и жалости к человеку, ко всему живому. Никто не вступился за Иисуса, а всесильный Пилат «умыл руки», потому что, как и Кандалов, был заражен властолюбием, злейшим из всех зол, и не понял, что для добра требуется не меньше мужества, чем для убийства.

Авдий, которого пощадила когда-то Агбара, волчица, поги­бает от рук людей, ради спасения души которых он и пришел в Моюнкумы. Он звал их к добру и красоте, раскаянию, но они не услышали его. Они стали частью того клубка ненависти, который покатился дальше, как лавина с вершины горы, чтобы разрушить другую жизнь.

Нарушенное равновесие человека с природой, челове­ка с человеком, ощущает на себе Бостон, чабан в далеких горах. Говорят, что люди ищут судьбу, а судьба — людей. К Бостону она приходит в облике голубоглазой волчицы Агбары.

Дважды потеряв волчат, Агбара и Ташчайнар ушли в горы, подальше от людей, чтобы продолжить свой род. Но беда подстерегает их и тут. Базарбай, подлый, низкий, мелочный человек, крадет волчат из логова, и волчицу охватывает отчая­ние и жажда справедливого возмездия. Для нее есть один вы­ход: гибель человека.

Но в схватке с Агбарой гибнет не только Базарбай, заслу­живший это сполна, но и Бостон, антипод Базарбая, с малень­ким сыном. И совсем не кажется странным, что смерть насти­гает невинных людей. Просто круг замкнулся, ком ненависти скатился к подножию горы.

За всеми событиями в романе стоят какие-то обстоя­тельства, а за ними — люди, с их побуждениями и стра­стями, пороками и добродетелями, и в каждой привычной вещи скрыт источник добра и зла. Так что все на земле зависит от людей — на что направят они эти вещи: на добро или зло, на создание или разор. Так думал и писал Чингиз Айтматов.

Источник: 100 сочинений для школьников и абитуриентов. М.: КЕЛВОРИ ЛТД, 1996

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 106