Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Жуковский В.А.

"Сказка о Иване-царевиче и Сером Волке" (Жуковский): анализ, характеристика героев

  • Статья
  • Еще по теме

К сочинению сказок и вообще творчеству для детей В.А. Жуковский вновь обратился в 40-е годы, когда стали подрастать его собственные дети, Александра и Павел. Поэт составляет для них русскую азбуку, некоторые другие учебные пособия, пишет детские стихи, маленькую стихотворную сказку «Мальчик-с-пальчик», а в 1845 г. — три сказки «Сказку о Иване-царевиче и Сером Волке», «Тюльпанное дерево», и «Кота в сапогах».

Самая «русская» из трех — «Сказка о Иване-царевиче и Сером Волке». В основу ее, кроме одноименной народной сказки, включены некоторые другие сказочные сюжеты. У незадачливых леших Иван-царевич добывает волшебные предметы: скатерть-самобранку, шапку-невидимку и дубинку. Победить злого Кощея герою помогают Баба-Яга и морская щука, которую царевич спасает. Коварные братья погибают от руки Кощея, двенадцатиголовый змей сам разорвал себя с досады, что справиться не может с драчливою дубинкой. Иван-царевич зла не творит, он милостив и благороден.

В эту сказку Жуковский добавляет много интересных подробностей, характеризующих героев, расцвечивающих сказку детальными описаниями, занимательными поворотами сюжета. Иван-царевич отправляется на поиски Жар-птицы по своей воле, хочет «людей увидеть, и себя им показать». И хотя снова действует романтическая формула «так следовало быть», Иван-царевич более активен, чем его предшественник из «Сказки о царе Берендее». Он настоящий русский богатырь, необыкновенный силач. Это качество проявляется, когда он добывает могучего коня.

Богатырскую силу герой применяет, выворачивая с корнем дуб на острове Буяне, чтобы достать сундук с кощеевой смертью. Интересно, что сказка не заканчивается традиционно свадебным пиром, хотя он, конечно, есть и все его моменты вплоть до яств и пития детально обрисованы. Жуковский продолжает рассказ и дает концовку сказке почти романную.

В произведении авторская фантазия уводит читателя все дальше от народного сюжета. Показателен в этом отношении образ Серого Волка. Только в первой части он ведет себя как сказочный волк. По народным представлениям образ волка мог принимать человек-оборотень. Волк и впрямь умеет «оборачиваться», превращаться то в коня Золотогрива, то в Елену Прекрасную, то в жар-птицу. С присущим ему юмором рисует Жуковский сцены возвращения волка к своему прежнему облику и наказания корыстолюбивых, жадных на диковинки царей.

Цари описаны также комично. Серый Волк учтив, не только сам много знает и умеет, но и стремится к познанию, расспрашивает, например, старого ворона и «мудрости его необычайной» дивится. На свадебный пир к Ивану-царевичу приезжает в карете с гербом, на котором графская корона, и ведет себя не просто как человек, но как истинный царедворец. Царевич дважды с почтением ему целует лапу и оставляет жить вместе с собой. Добавления, внесенные Жуковским, не загромождают сюжет, а делают сказку более занимательной и интересной.

Источник: Детская литература: Учебник / Е.Е. Зубарева, В.К. Сигов и др. - М.: Высш. шк., 2004

🔍 смотри также:
Понравился материал?
8
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 11498