Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Тургенев И.С.

Трагизм образа Базарова; Базаров как трагическое лицо

  • Статья
  • Еще по теме

Обратимся к сцене разговора Базарова с Аркадием в 21-й главе.

        Почему именно Базаров несколько раз подряд начинает разговор? О чём свидетельствует такая несвойственная ему говорливость? (Потребность высказаться — следствие серьёзной внутренней тревоги, беспокойства.)

        Проанализируем реплики друзей: кто провоцирует ссору, почему искренний разговор едва не закончился дракой? (Базаров постоянно дразнит и почти оскорбляет Аркадия. Он ищет выхода своей злобе и раздражению, втайне стремясь убежать от самого себя.)

        Какие утверждения Базарова кажутся неожиданными, несогласными с образом демократа, революционера? (Слова о ненависти к мужику, о бессмысленности «общих мест», об ощущениях.)

        Согласуются ли эти слова с философией нигилизма?

Именно в этой сцене Базаров как нигилист высказывается до конца. Его ум и честность заставляют его сделать окончательные выводы из своего мировоззрения: «...я придерживаюсь отрицательного направления — в силу ощущения. Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен — и баста!.. Решился всё косить — валяй и себя по ногам!..» Сравним это с прежним мнением Базарова: «В теперешнее время полезнее всего — отрицание». Настоящий нигилизм не может признавать «пользу», «благо народа» — это все принципы. Утверждать вред отрицания, как Павел Петрович, — это общее место, но утверждать полезность отрицания, как признаёт теперь Базаров, — противоположное общее место. Все убеждения с точки зрения нигилизма равно бессмысленны. Есть только ощущения, как у животных. И наконец, главное откровение Базарова: отрицая «всё», последовательный нигилист и себя самого отрицает. Нигилизм ведёт к самоуничтожению. Со всей ясностью своего научного мышления Базаров осознаёт разрушительный характер своей философии. Жажда разрушения заложена в его теории, она подкрепляется ощущением злобы, ненависти ко всему вокруг, вот почему Базаров в шутливой ссоре вдруг становится страшен. Что же дальше? Как убеждается герой, с таким мировоззрением жить нельзя, можно убить или умереть. Чтобы жить, надо перестать быть нигилистом.

Людям свойственно меняться и менять свои взгляды на жизнь. Почему же это оказалось невозможно для Базарова?

Размышляя о том, мог ли Базаров отказаться от нигилизма, следует обобщить все свои наблюдения над характером главного героя. Результатом должен стать вывод о том, что смена убеждений противоречит всей натуре Базарова, всему складу его личности. Цельность и бескомпромиссность не позволят ему сдавать свои позиции по частям, признание собственной неправоты разрушит самоуверенность и самолюбие, а именно в них источник его силы, наконец, вся жизнь его, подчинённая теории, лишится цели, смысла, ориентиров. Этот исход так же разрушителен. Перестать быть Базаровым или перестать быть вообще — выбор, который стоит перед героем. Так мы осознаём трагический характер конфликта, разворачивающегося в душе Базарова.

Сцена разговора по своей сути является прологом к финалу романа, она предрекает обреченность героя, поскольку гибель — единственный выход из трагическою конфликта. Однако скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Жизнь замедляет развязку, которая в теории уже наступила. Между разговором приятелей и реальной смертью Базарова проходит ещё несколько недель и множество событий.

1. Второй визит в Марьино.

С одной стороны, реальные человеческие отношения берут верх над теоретической враждой. Дружелюбие Николая Петровича и сдержанность Павла Петровича мешают Базарову упорствовать в своей враждебности «отцам». С другой стороны, это затишье разрешается взрывом. Базаров не проповедует «отцам» нигилизм, но с Фенечкой он ведёт себя как нигилист. И это приводит к дуэли, а в итоге к разрыву всех связей с Кирсановыми. Внешне Базаров здесь снова побеждает, оказывается менее смешным и жалким, чем его противник. Но по сути дела, это ещё одна ступень к катастрофе Базарова. Во-первых, демократ оказывается вынужден играть по правилам «феодалов». Сколько бы ни потешался Базаров над дуэльным кодексом, ему приходится защищать свою честь по всем его правилам.

А во-вторых, зададимся вопросом: что помешало нигилисту «задушить, как котёнка» своего врага, что заставило его оказывать помощь «проклятому барчуку» и по-рыцарски скрывать причину дуэли? Мы видим, что человечность в Базарове берёт верх над всякими теориями. Но чем гуманнее он поступает, тем в большей мере недоволен собой и казнит себя.

Перенося повествование в имение Одинцовой, Тургенев показывает, как изменяется, отдаляется от своего наставника Аркадий.

2.       Второй или, вернее, третий приезд в Никольское.

Новая встреча с Анной Сергеевной только добавляет горечи. Базаров вновь убеждается в силе и безответности своего чувства. Утверждая, что любовь — чувство напускное, отказываясь принять «милостыню» дружбы или сочувствия, боясь «рассыропиться», он не оставляет никакой отдушины своим чувствам, безжалостно давит душевные стремления, готовя тем самым их взрыв.

3.       Пребывание в доме родителей.

Мы видим, как душевная борьба надломила героя. Нравственное утомление проявляется в череде внешних компромиссов и во внутренней опустошённости, апатии. Базаров теряет веру в своё предназначение, а вместе с ней силу и желание жить. Случайная причина его смерти выглядит символичной, а гибель героя — закономерной.

Окончательно раскрыть закономерность трагического финала помогут ещё несколько вопросов. До сих пор мы говорили в основном о чувствах и убеждениях героя, о его отношении к людям и самому себе. Но главное в жизни таких людей, как Базаров, не эмоции, а сфера воли, деятельности.

К какой деятельности готовился Базаров? Чем он реально вынужден заниматься? Почему?

Базаров «ковал себя» для великого дела, для борьбы, для революции. На деле он режет лягушек, немного лечит, но больше всего говорит. Он готовился быть лидером в грандиозных свершениях, а к «дрязгам» обыденной жизни оказался совершенно не готов. Ожидание «подходящего случая» затягивается. Но при этом философия Базарова не позволяет ему мириться с этим ожиданием. «А что касается до времени — отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня» — так он рассуждает, и, значит, нет у него права ссылаться на то, что эпоха для него оказалась неподходящей.

Тургенев в письме Случевскому объясняет обречённость Базарова тем, что он стоит всё-таки ещё в преддверии будущего. Сам герой, как мы увидим, ещё суровее оценивает себя: «Я нужен России... Нет, видно, не нужен...» (Базаров не говорит: не нужен сейчас или пока. Он во всём идёт до конца. Не нужен сейчас, значит, и вообще не нужен.)

По замыслу Тургенева, смерть должна была наложить последнюю черту на трагическую фигуру Базарова. Предшествующий анализ дал нам возможность ещё раз оценить душевную силу героя; накопленная для того, чтобы ломать других, она вся была потрачена в итоге на борьбу с самим собой, на то, чтобы «умереть прилично». Заметим, кстати, что сам Базаров считает такое применение ничтожным: «...безобразное зрелище: червяк полураздавленный, а ещё топорщится».

Отметим мужество Базарова, до последней минуты ведущего борьбу с собой, болезнью, слабостью, трезво глядящего в лицо смерти. В последнем свидании с Одинцовой все подавленные душевные порывы вспыхивают в речи героя с особенной силой: любовь к женщине, нежность к родителям, любовь к Родине, поэтическое восприятие мира.

Использованы материалы книги: Ю.В. Лебедев, А.Н. Романова. Литература. 10 класс. Поурочные разработки. - М.: 2014

Понравился материал?
5
Рассказать друзьям:
Просмотров: 3168