Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Толстой Л.Н.

Сочинение: Истинный и ложный героизм в романе "Война и мир" Толстого

  • Статья
  • Еще по теме

Одна из нравственных проблем, затронутая Л.Н. Толстым в романе «Война и мир», — понятие об истинном и ложном героизме. Война дала много примеров различных смелых поступков. Для Толстого героизм только тогда является истинным, когда человек идет на подвиг, не думая о себе, о своей славе. Главное, что движет героем — это чувство долга перед Родиной, перед народом, перед товарищами по оружию.

Толстой изображает войну 1805-1807 годов и войну 1812 года. Он рисует различные картины и эпизоды войны. В войне 1805-1807 годов, которая проходила за границей, Толстой описывает сражения, показывая настоящих героев.

В Шенграбенском сражении автор восхищается поведением командира Тимохина. Атаковав и отбросив французов, Тимохин со своей ротой дал возможность другим батальонам прийти в себя и восстановить порядок в подразделениях. Еще один герой этого сражения — капитан Тушин. Он вел обстрел французов из четырех незащищенных пушек, действия капитана повлияли на исход всего сражения. В штабе хвалили Тушина за его храбрость, хотя сам Тушин не понимал, за что его хвалят. Но вскоре разговоры о смелом поступке прекратились и капитана Тушина забыли. Рисуя сражение под Аустерлицем, Толстой показывает не только моменты атак, но и моменты неразберихи в действии частей.

Князь Андрей Болконский был участником войны 1805-1807 годов и войны 1812 года. Болконский рассуждает о том, почему сражение под Аустерлицем было проиграно, а в войне 1812 года Россия одержала победу. Это, в первую очередь, зависит и от чувств патриотизма народа. В сражении под Аустерлицем каждый стоял только за себя. В 1812 году против наполеоновской армии сплоченно встали армия и народ, которые защищали свою страну, свою независимость. Армия знала, за что она сражается. С особой полнотой это раскрылось в Бородинском сражении. В день этого сражения в салоне Шерер собираются гости, огромная пропасть стоит между аристократией и народом.

В этот трудный час испытаний народ сам нашел единственный путь борьбы против завоевателей. Народ восстал против врага, создавая партизанские отряды. «Дубина народной войны поднялась со всею грозною величественной силой». Толстой показывает партизанские отряды Денисова и Долохова, рассказывает о дьячке, вставшем во главе отряда, о старостихе Василисе, побившей сотни французов. Толстой подробно описывает народных героев, таких, как Тихон Щербатый, крестьянин из отряда Денисова. Это живой, изворотливый человек. Щербатый непримирим к врагам родной земли, французов он выслеживал и днем, и ночью. Каждую ночь Тихон уходил и возвращался с платьем или оружием французов.

Целеустремленности Тихона противостоит смирение Платона Каратаева, который проповедует покорность и кротость. Каратаев принимает жизнь такой, какая она есть на самом деле, он считает, что все идет от Бога. Даже в военный быт Каратаев принес привычки крестьянина: всегда занят делом, помогает другим. Для Платона Каратаева все равны, врагов у него нет. Образ Каратаева является исторически реальным. Черты, присущие ему, были у определенной части русского крестьянства. Пассивность Платона, непротивление злу не могли бы спасти Родину в трудный час. Лучшие черты русского человека проявились в тех героях, которые активно ненавидят врага.

Другой народный герой — Кутузов. Толстой с огромной любовью рисует образ Кутузова. Писатель показывает нам его и как простого, хорошего русского человека, и как умного полководца. Главное достоинство Кутузова Толстой видел в его связи с народом. Качества великого полководца проявляются на совете в Филях, где Кутузов принимает единственно правильное решение — отступать. Это решение влияет на исход Тарутинского сражения. Кутузов умело руководит действиями войск в сражении под Бородиным. Здесь мы видим проявление противоречия Толстого, считавшего, что личность не может влиять на историю. Но он показал нам истинную роль личности. Гениальная личность — это всегда явление в жизни, изменяющее ее.

Связь передовых людей России с народом во время войны 1812 года явилась источником декабристского движения. Это выражено в словах сына князя Болконского Николеньки, когда он спрашивает Пьера, согласился бы его отец, если был бы жив, с тем, что говорит Пьер о положении в России. И Пьер ответил: «Я думаю, что да».

Несмотря на отдельные противоречия, роман все-таки понятен всем, потому что его главная нравственная проблема — проблема единства с народом и величие духа русских людей, патриотов своей Родины — не может не волновать читателя.

Источник: 100 сочинений для школьников и абитуриентов. М.: КЕЛВОРИ ЛТД, 1996

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
Просмотров: 853