Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Островский А.Н.

Творчество Островского А.Н.: особенности, периоды, анализ основных произведений

  • Статья
  • Еще по теме

Александр Николаевич Островский, великий русский драматург, считается основоположником русского национального театра. Литературное наследие Островского огромно: за 40 лет им написано около 50 пьес. Его мировоззрение было «стихийно-демократическим»: он сочувственно относился к угнетенным слоям общества и недоброжелательно - к привилегированным. Своим творчеством он не стремился «сокрушить устои», он всего лишь осуждал «пороки и недостатки» во имя торжества добра и правды. И это привлекало к нему зрителей всех сословий.

Особенности творчества Островского

Драматургический мир Островского исключительно многогранен, все его пьесы представляют собой широкое эпическое полотно, местом действия является Россия в главнейшие, переломные моменты ее жизни за два с половиной столетия.

Новаторство Островского проявилось прежде всего в тематике его произведений. Содержанием его пьес становится сама жизнь, такая, как она есть. В первых комедиях драматурга основным объектом изображения было купечество («Свои люди - сочтемся»), затем в сферу художественного видения автора входит чиновничество («Доходное место»), дворянство («Лес»), актерская среда («Таланты и поклонники», «Без вины виноватые»), учительство («В чужом пиру похмелье»), студенчество («Трудовой хлеб»), крестьянство («Воспитанница», «Воевода»). Творческий путь Островского был связан с углублением изображения этих общественных сословий и групп с последующим расширением тематического диапазона.

Драматургия Островского - социально-этическая. Художник органически соединяет в своих пьесах семейно-бытовое, нравственно-бытовое с социальным и социально-политическим.

В основе каждой пьесы - ведущая тема, раскрывающаяся при помощи соподчиненных ей частных тем.

Сюжеты Островского хоть и приобретают разветвленную, многолинейную направленность, но всегда просты в своей событийной основе. Завязки, развязки, конфликты характерны для самой жизни; финалы, как правило, сценически эффектны. Пьесы Островского создают впечатление многолюдных, но населены они очень экономно, даже в самых больших пьесах драматург стремится обойтись небольшим числом персонажей. Принцип группировки персонажей исключительно многообразен, что отражает богатство и многообразие связей в самой действительности. Центральное положение главного персонажа не переводит остальных на положение вспомогательное, у Островского каждый участвует в воплощении авторской идеи.

Островскому-драматургу свойственен глубокий психологизм, он мастерски изображает «натуру» персонажа. Талант Островского многомерен и в жанровом отношении: он и романтик, и бытовик, и трагик, и комедиограф.

Как художник Островский формировался под воздействием лучших традиций мировой реалистической драматургии и в литературу вошел сразу как сложившийся писатель.

Ранний период творчества Островского

В ранний период творчества (1847 - 1851) Островский испытывает сильное влияние «натуральной школы» и эстетических идей Белинского, что сказалось на содержании его первых произведений. В «Картине семейного счастья», запрещенной драматической цензурой для постановки на сцене, начинающий автор выступил как страстный обличитель пороков общества.

Следующая комедия - «Свои люди - сочтемся» (1849) - сразу же принесла ему славу художника-новатора. Островский показал зрителю мир, который не был еще изображен ни в драматургии, ни в прозе, - мир русского купечества. Главный герой - купец Большов - умышленный банкрот. Выбился он из низов плутовством и рвачеством, иных интересов, кроме обогащения, у него нет, и говорить о его духовном мире не приходится. В поисках путей быстрого обогащения он решает выдать дочь Липочку за преданного ему приказчика Подхалюзина, переписать на него все имущество и объявить себя банкротом, с тем чтобы потом Подхалюзин выкупил за бесценок его векселя и освободил тем самым его из долговой тюрьмы. То, что Липочка мечтает выйти замуж только за офицера, его не беспокоит, она сделает то, что он прикажет.

Подхалюзин - такой же плут, как и его хозяин. Сам он уже прикопил собственный капиталец и теперь, вкупе с хозяйским выходит на новый уровень: приобретает дом, заводит не лавки, а «магазинчик», задаривает Липочку нарядами, и та уже не жалеет о насильственном замужестве. Освобождать же Большова из тюрьмы, несмотря на его просьбы, молодые не торопятся. Добролюбов справедливо отмечал, что в комедии нет ни злодеев, ни извергов, все люди очень обыкновенные, и их преступление – всего лишь результат тех обстоятельств, в которых они живут. Купец и приказчик решили обмануть других в интересах «дела». Отец выдает замуж дочь вопреки ее желанию ради «дела». Дочь оставляет отца в тюрьме на неопределенный срок ради того же.

Успех комедии был огромен. При явном тяготении к поэтике «натуральной школы», Островский проявил себя как вполне самостоятельная и независимая творческая личность. В пьесе появляются характеры, впоследствии ставшие «типами» театра Островского, драматическое действие не исчерпывается интригой, в пьесе использованы экспозиционно-повествовательные эпизоды и т.д.

Помимо двух уже названных пьес, первыми опытами в области драматургии становятся «Утро молодого человека», «Неожиданный случай», «Бедная невеста».

Второй период творчества Островского

Второй период творчества Островского (1852 - 1855) прошел под знаком увлечения идеями демократического славянофильства. Художнику казалось, что в купеческой среде еще сохранились начала патриархальности, нравственная неиспорченность, простодушие. Такими качествами писатель наделяет некоторых героев в пьесах этих лет: «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется».

Лучшая пьеса этого периода - «Бедность не порок» (1854), в которой автор создает свою модель русского патриархального мира, вступающего в противостояние с миром современной цивилизации. Действие пьесы происходит в доме богатого купца Гордея Торцова; время действия - святки, один из самых светлых русских праздников. Люба, дочь Гордея, любит бедного приказчика отца Митю, понимая, однако, что она ему «неровнюшка». Митя жизнь готов отдать за любимую, но на благополучный исход не рассчитывает: Торцов собирается отдать дочь замуж за богатого фабриканта Коршунова. Коршунов вторгается в светлый мир народной нравственности с явным желанием разрушить его, он олицетворяет все «соблазны» буржуазной цивилизации. Развязка могла быть только драматической, но Островский вводит в сюжет случай, определяющий благополучный исход событий: появляется Любим Торцов, его проникновенные речи оказали воздействие на решение брата, и под влиянием пережитого в финале пьесы потрясенный Гордей решает отдать Любу за Митю.

Комедийное и драматическое тесно сплетено в пьесе. Патриархальный мир Торцовых - это не только художественная утопия, но и своеобразный набросок будущего «темного царства»; отношения в нем конфликтны, они строятся на власти денег, подавлении «младших» «старшими». Но Островскому очень хочется верить в то, что здоровые, чистые, светлые народные начала победят и справедливость восторжествует.

Предреформенный период творчества Островского

В предреформенный период (1856 - 1860) сфера охвата действительности у Островского расширяется. В нее попадают мир дворянской усадьбы жизнь чиновничества, купечества, «маленького человека» («В чужом пиру похмелье», «Доходное место», Бальзаминовская трилогия, «Гроза», «Воспитанница»). Центральное место в творчестве этого периода принадлежит, бесспорно, «Грозе».

«Грозу» (1869) критики называют народной трагедией, Катерину, считают народным героическим характером. Действие пьесы происходит в глухом волжском городке, обрисован он достаточно подробно. Жители его абсолютно замкнуты в своем мирке и о других землях и странах узнают лишь из фантастических рассказов «феклуш».

Событийная сторона драмы предельно проста: молодая купчиха изменила мужу и после пережитых нравственных терзаний покончила жизнь самоубийством, бросившись в Волгу. Не случайно реакционная критика не увидела никаких социальных проблем и толковала пьесу как заурядную семейно-бытовую драму, видя в ней даже «балаганный примитивизм» и «творческую близорукость автора».

Рассматривая систему персонажей, некоторые критики делят героев на «пары»: Кабаниха и Дикой - хозяева темного царства, его хранители; Тихон и Борис - жертвы темного царства, Варвара и Кудряш - приспособившиеся. Катерина - единственный персонаж, не смирившийся с уготовленным ей местом в этом мире. Другие исследователи считают, что композиционно в центр пьесы выдвинуты два героя: Катерина и Кабанова, представляющие собой два полюса калиновского мира. Можно предположить, что в основе системы персонажей — «принцип треугольников». Прежде всего, известный «треугольник»: муж - жена - и некто, нарушавший семейную гармонию. Если пьеса семейно-бытовая, то конфликт между Тихоном и Борисом, Тихоном и Катериной - главный. А его в пьесе практически нет. Катерину Тихон готов простить, ему жаль ее, враждебность его к Борису тоже незаметна.

Есть другой «треугольник»: Катерина - Тихон - Кабаниха. Конфликт здесь назревал и до отъезда Тихона из дома. Катерина, с ее чувством собственного достоинства, с ее сопротивлением патриархальным традиционным формам быта, постоянно раздражает Кабаниху. Конфликт этот не доходил до взрыва, пока не было тому причины. Тихон в этом треугольнике явно в союзе с Катериной против матери, хотя и помалкивает вплоть до финальной сцены.

Действие, однако, строится так, что после грехопадения и покаяния Катерины «темное царство» в лице Кабанихи и Дикого «подминает под себя» и полностью подчиняет себе и Тихона, и Бориса. И оба действуют уже по их воле. Борис отказывается от Катерины, и она остается одна против темного царства. Смириться и вернуться в дом Кабанихи значило не быть самой собой. Какая-нибудь другая женщина, может быть, и могла бы сделать это, но созданная Островским Катерина не могла. Самоубийство - логичный и один единственный выход. Катерина уходит из жизни, потому что не приемлет этот мир - мир Кабанихи, Дикого, Тихона, Бориса, и совершенно прав Добролюбов, увидевший в смерти Катерины протест.

Писарев в статье «Мотивы русской драмы» не признал Катерину «светлым явлением». В пору спада общественного движения нужны были, по мысли критика, герои типа «новых людей» Чернышевского.

Пореформенный период творчества Островского

В пореформенный период (1861 - 1886) Островский отказался от изображения современности и обратился к истории. Он пишет исторические драмы: «Козьма Захарьич Минин-Сухорук», «Воевода» - вариант названия «Сон на Волге», «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», «Тушино», «Василиса Мелентьева». Как это делали многие писатели, Островский, стремясь осмыслить настоящее, обращается к изучению прошлого. Впервые в центре внимания писателя не бытовые отношения, как раньше, а отношения политические. Во многом он шел здесь за Пушкиным, хотя до пушкинского понимания роли народа в истории ему подняться не удалось. Вместе с тем Островский показал общественное движение прошлого, деятельность исторических лиц, и зритель не мог не сопоставить прошлое с настоящим.

В 70 - 80-е годы Островский возвращается к изображению современности и становится бытописателем буржуазного развития России. Расширяется тематика его пьес: он изображает и усадебное, и служивое дворянство, и новую буржуазию, и мещанство, и мелкое чиновничество, и интеллигенцию, и людей искусства.

Создается сатирический антидворянский цикл («Лес», «Волки и овцы», «Бешеные деньги»), идет становление психологической драмы («Бесприданница», «Таланты и поклонники»), особое место в творчестве Островского занимает пьеса «Снегурочка», сопоставимая с европейской философско-символической драмой.

«Бесприданница» (1878) считается лучшей психологической драмой Островского. В центре пьесы - Лариса Огудалова, бесприданница. Четыре героя соперничают, надеясь получить ее благосклонность: миллионщик Кнуров, Вожеватов, которого Лариса знает с детства, жалкий Карандышев, одержимый мещанской завистью к богатству и успеху, и «блестящий барин» Паратов, у которого «ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно». Мотив торговли проходит через всю пьесу и концентрируется в главном сюжетном событии - торг за Ларису. Паратов, этот «идеал мужчины», - самый жестокий и бесчестный его участник. «Бесприданница» - «драма прозрения». Постепенно раскрывается перед Ларисой страшная правда жизни: «Они не смотрят на вас как на женщину, как на человека, - человек сам располагает своей судьбой; они смотрят на вас как на вещь». Выстрел Карандышева Лариса воспринимает как благодеяние: ведь она уже приняла решение стать «очень дорогой вещью». Смерть не дает ей погибнуть нравственно, и Лариса умирает под громкий хор цыган, смягченная и успокоенная, прощая всех своих обидчиков.

Источник: Справочник школьника: 5—11 классы. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000

Понравился материал?
54
Рассказать друзьям:
Просмотров: 51361