Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Некрасов Н.А.

Образ Клима Лавина ("Кому на Руси жить хорошо")

  • Статья
  • Еще по теме

Одно из центральных мест в главе «Последыш» занимает образ «шутовского бурмистра» Клима Лавина, получивший в литературе о поэме очень различную трактовку. В Климе видят и «пройдоху, ловко приспосабливающегося к любым условиям», и «барского прихвостня», предателя крестьянских интересов, и даже «сторонника либеральной идеологии ». Думается, что подобные мнения далеки от истины. Клим, образ которого свидетельствовал о процессах распада русской патриархальной деревни, нарисован Некрасовым как натура сложная, противоречивая, однако в основе своей не противостоящая вахлацкому «миру», а единая с ним.

«Человек без твердых принципов, без самолюбия, хвастун и лгунишка», «бахвал» с «бесстыжими глазами», горький пьяница, нечистый на руку, неспособный к трудовой жизни, «последний человек» среди вахлаков, он вызывает к себе насмешливо-отрицательное отношение. Однако это отношение смягчено, ирония не переходит в окончательное отрицание потому, что тот же «Климаха» «оказывается по-своему преданным „миру" и разделяющим общие интересы крестьян». Более того, «он весьма умело отстаивает интересы своих односельчан. Обладающий в высокой степени даром находчивости, актерства и жесточайшей иронии, Клим превращает отношения вахлаков с Последышем в самый смелый и дерзкий фарс. Острие его иронии даже тогда, когда Клим изливается в бесконечной преданности помещику, неизменно направлено на существующие отношения господ и мужиков...

Клим живет теми же чувствами, которые прозвучали в разгневанной речи Агапа, которыми живет и дышит вся вахлачина». Это особенно ощутимо в последнем монологе Клима — «Уважил я Последыша...». Свою деятельность «шутовского бурмистра» Клим Лавин рассматривает как своеобразную «мирскую», т. е. полезную односельчанам, работу:

Скажи спасибо, Влас Ильич:

Я миру порадел!

Этот «бродяга» и «бахвал» ощущает каторжность взятой им на себя роли, и вдохновляет его прежде всего возможность вволю поиздеваться над опостылевшим всем помещиком.

Источник: Беседина Т.А. Эпопея народной жизни ("Кому на Руси жить хорошо"). СПб: "Наука" РАН, 2001

Понравился материал?
33
Рассказать друзьям:
Просмотров: 33824