Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Некрасов Н.А.

"Крестьянка" ("Кому на Руси жить хорошо"): история создания главы

  • Статья
  • Еще по теме

Летом 1873 года в связи с болезнью печени Некрасов уехал лечиться за границу. Там он предполагал на основе прежних заготовок написать главу о встрече странников с чиновником и, кроме того, работать над главой «Губернаторша», как первоначально называлась «Крестьянка».

Из-за отсутствия каких-то материалов для главы «Смертушка», которые должен был прислать поэту А. Н. Ераков, творческие планы поэта изменились, и он с энтузиазмом отдался работе над главой «Крестьянка», которая была написана за полтора месяца и напечатана в № 1 «Отечественных записок» за 1874 год. Хотя беседа странников с женщиной-крестьянкой и не вытекала из композиционной схемы «Пролога», глава эта в поэме глубоко закономерна и подготовлена всем ходом движения авторской мысли.

В годы, когда поэт еще только вынашивал замысел «Кому на Руси жить хорошо», его глубоко волновали положение и судьба русской крестьянки (1863 — «Орина, мать солдатская», «В полном разгаре страда деревенская», «Мороз, Красный нос»), и эту тему он собирался развернуть в поэме-эпопее. Среди самых ранних набросков к ней есть листок, содержащий план-перечень эпизодов (или глав) задуманного произведения. В этот план внесены и 2 эпизода, обозначенные автором словами: «Баба — конь в корене» и «Губернаторша».

Трудно сказать, во что собирался Некрасов развернуть эти краткие наметки, но ясно, что в первоначальный план поэмы входила глава, которая должна была показать роль женщины в крестьянском хозяйстве («Баба — конь в корене»), и, кроме того, поэт хотел ввести в «Кому на Руси...» какой-то эпизод, сущность которого обозначена словом «губернаторша». Стихотворные наброски, сделанные поэтом несколько позже, проясняют смысл сюжета, обозначенного словом «Губернаторша». Речь идет о женщине, которая в поисках защиты от каких-то семейных и административных притеснений пришла в город и добилась помощи губернаторши.

Город, с которым с самых первых набросков связывает Некрасов место действия главы, имеет все признаки Костромы, и это не случайность. Экономическое развитие Костромской губернии складывалось так, что очень значительная часть крестьян уходила из деревень на отхожие промыслы. Женщина оставалась большую часть года главой семьи, а потому отличалась большой смелостью, самостоятельностью, инициативностью. Некрасов, наблюдавший быт костромской деревни, видимо, отметил, что именно здесь «тип величавой славянки / Возможно и нынче сыскать». Но в середине 60-х годов эти мысли и наблюдения Некрасова были зафиксированы лишь включением в план поэмы записей: «Баба — конь в корене» (т. е. не в пристяжке, а коренная) и «Губернаторша». История женщины, прозванной «губернаторшей», имеет, видимо, реальную основу, услышана поэтом от кого-то и привлекла его тем, что в ней ярко отразилась смелость и инициативность костромичек. Однако сюжетный замысел середины 60-х годов о судьбе крестьянки, удостоившейся губернаторской милости, был реализован Некрасовым лишь в 1873 году. Почему же именно в 1873-м?

В 1872 году вышел в свет I том «Причитаний Северного Края», собранных Е. В. Барсовым. Большую часть тома составляли похоронные плачи замечательной народной поэтессы, олонецкой вопленицы И. А. Федосовой. Ее плачи-поэмы воскрешают все тончайшие переживания женщины-крестьянки середины XIX века и вместе с тем воспроизводят широкую картину общественной жизни крестьянства. Этим да еще резко зазвучавшими в них нотами социального протеста и привлекли Некрасова плачи Федосовой. Теперь он получал возможность вернуться к давно задуманной главе и рассказать о жизни и судьбе русской крестьянки, опираясь на богатейший, почти документальный материал повествований простой олонецкой крестьянки Ирины Андреевны Федосовой.

Читая сборник Барсова, а также третью часть «Песен, собранных П. Н. Рыбниковым», в которой содержались в основном свадебные песни и причитания, Некрасов делает из этих книг многочисленные выписки. Отправляясь за границу, где он будет работать над «Крестьянкой», поэт берет с собой тома Барсова и Рыбникова. На основе творческой переработки народно-поэтических текстов и строит поэт в значительной мере рассказ Матрены Корчагиной.

Источник: Беседина Т.А. Эпопея народной жизни ("Кому на Руси жить хорошо"). СПб: "Наука" РАН, 2001

Понравился материал?
6
Рассказать друзьям:
Просмотров: 5095