Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Грибоедов А.С.

Конфликт комедии "Горе от ума" Грибоедова

  • Статья
  • Еще по теме

Некоторые критики считали любовную интригу главной в комедии «Горе от ума». По мнению других критиков, социально-политическая интрига оказывается основной. Такое мнение нам представляется более точным. Главный конфликт и противостоянии двух мировоззрений, двух лагерей, двух миров. Этот конфликт носит в «Горе от ума» исторический характер. Ведь Грибоедов показал его истоки, которые зарождались в середине первого десятилетия XIX века в дворянской среде. Обратите внимание: конфликт — внутри одного класса. Здесь показано, как отпочковался от фамусовского общества «Андрея Ильича... сынок».

Комедия «Горе от ума» вбирает в себя черты различных литературных направлений. Черты романтизма проявляются в противостоянии гордого и одинокого героя всему фамусовскому обществу. Романтическим является не только мотив странствий Чацкого, но и мотив изгнания. Идиллическими (вспомните «Бедную Лизу» Н.М. Карамзина!) выглядят поначалу взаимоотношения Молчалина и Софьи. В их описаниях очевидны традиции сентиментализма. Наконец, Чацкий — безусловно, положительный герой - всё же герой комедии, а не трагедии. Это важное жанровое отличие делает его образ реалистически сложным и противоречивым.

Почему же в названии комедии мы читаем «горе»? Комедия «Горе от ума» поначалу носила название «Горе уму». Но умён ли Чацкий? Пушкин говорил: «Чацкий совсем не умный человек... Первый признак умного человека - с первого взгляда знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловым и тому под.». Пушкинская критика комедии, опубликованная в середине 1850-х годов, а частично и ранее — в «Современнике», продолжена затем (во многих случаях и независимо от Пушкина) Гоголем, Белинским, Вяземским, Добролюбовым, Достоевским.

В статье «Горе от ума» (1840) В.Г. Белинский отнёсся к комедии отрицательно, видя в ней «сатиру», которая, по тогдашним его представлениям, не удовлетворяла требованиям подлинного искусства, то есть не соответствовала канонам, по которым писались комедии. Белинский считал, что творение Грибоедова — «сатира, а не комедия; сатира же не может быть художественным произведением».

По словам Белинского, Чацкий — «просто крикун, фразёр, идеальный шут, на каждом шагу профанирующий всё святое, о котором говорит. Неужели войти в общество и начать всех ругать в глаза дураками и скотами — значит быть глубоким человеком?».

Но позже, изменив свои взгляды на «разумную» действительность, Белинский пересмотрел и свою оценку Грибоедовской комедии. В конце 1841 года в письме к В.П. Боткину он пишет о глубоких переживаниях в связи с допущенными ошибками. Однако оценка, подобная той, которую высказал Белинский в статье о «Горе от ума», впоследствии неоднократно повторялась и критической литературе.

На самом деле в комедии наделён умом именно Чацкий; конфликт нового со старым — это, между прочим, конфликт ума с глупостью. Сам Грибоедов пояснял: «...в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека; и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим...»

Приехавший издалека Чацкий иначе, чем прежде, смотрит на окружающих его людей, на мир. И это не просто конфликт между поколениями. Здесь противопоставлены два различных мировоззрения, столкнулись «век нынешний и век минувший». Если Фамусов предлагает Чацкому учиться тому, «как делали отцы», то Чацкий всячески раздражает и фамусовское общество, и самого Фамусова. Какой будет завтрашняя Россия, на кого она будет равняться: на Чацкого или на Фамусова и Молчалина? Ответ на этот вопрос приближают два спора, два обмена сценическими монологами: между Чацким и Фамусовым и между Чацким и Молчалиным.

Опасность Чацкого — в его непохожести на представителей фамусовского окружения, в его отличии хотя бы от Молчалина, его ровесника, человека того же, что и Чацкий, поколения.

«Горе от ума» рассказывает о России дворянской. Спустя пол века она станет чиновно-бюрократической, и первым чиновником станет царь. Кредо Молчалина совпадает с фамусовским: «Учиться, на старших глядя».

В обществе чуждых ему людей, в чуждом ему времени Чацкий, к сожалению, одинок:

Ну вот и день прошёл, и с ним

Все призраки, весь чад и дым...

Он блистательный оратор, но красноречие не выручает его, хотя и прибавляет ему симпатий со стороны зрителей.

Чацкий терпит поражение. Он не преуспел ни в личной жизни, ни в утверждении своих взглядов. Торжествует неразумная действительность. Но на первых порах старое всегда одерживает победу. В этом реализм и историзм «Горя от ума».

Фамусов представляет собой и московское дворянство, и знатность, и гостеприимство, и богатство. Не случайно расчётливый Молчалин так льнёт к его дочери Софье: породниться с Фамусовым — понятная цель для безродного разночинца-приспособленца. Фамусов выстраивает не только свою жизнь — даже свою речь! - как образцовую. Он декларирует традиционность, преемственность, опирается на русское офицерство, он — скала традиций и обычаев. Кому как не ему быть образцом для молодого поколения?

Но Фамусов ещё и ханжа. Служанка в комедии всегда знает истинную цену словам. Каков Фамусов, таково и фамусовское общество, разоблачённое Чацким. Показав подлинное лицо этого общества, Чацкий одерживает нравственную победу. Однако в той Москве места ему не находится. Досадой и горечью проникнут его последний монолог.

Источник (в сокращении): Литература: 9 класс: в 2 ч. Ч. 1 / Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова; под ред. Б.А. Ланина. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Вентана-Граф, 2016

Понравился материал?
2
Рассказать друзьям:
Просмотров: 2460