Меню сайта

Статьи » Литература 19 века » Другие авторы

Василий Слепцов: жизнь и творчество писателя

  • Статья
  • Еще по теме

«Крайний социалист. Сочувствует всему антиправительственному. Нигилизм во всех формах». Это выдержка из характеристики, составленной на писателя и общественного деятеля Василия Алексеевича Слепцова в канцелярии С.-Петербургского оберполицмейстерства.

Столбовой дворянин, но из обедневшей семьи, Слепцов с юных лет стал одним из тех, кто «по свету рыщут, дела себе настоящего ищут», как писал Некрасов. «Он был непостоянен в своих увлечениях и всякий раз менял свои занятия, — вспоминает его брат.— Это постоянное искание чего-нибудь нового рельефно выразилось в его вечных скитаниях с одного места на другое, от одного занятия к другому». Василий Слепцов учился в Пензенском дворянском институте, затем собирался пойти волонтером на русско-турецкую войну (но опоздал). После этого поступил на медицинский факультет Московского университета и, не окончив его, увлекся театром, некоторое время играл в Ярославле.

В 1860 г. Слепцов отправился в путешествие по Владимирке — печально-знаменитой дороге каторжников и ссыльных. Результатом этого «похода» явился цикл очерков о жизни крестьян и рабочих «Владимирка и Клязьма». В то время прошла целая волна таких «хождений в народ». Журнал «Современник» даже поместил на своих страницах дружеский шарж, изображающий В. Слепцова, Г. Успенского, А. Левитова, Н. Помяловского, Ф. Решетникова и некоторых других беллетристов в одеждах странников, с посохами и котомками «дорожных произведений».

Молодой автор был замечен редакцией «Современника». В 1862 г. Некрасов приглашает его в журнал. Слепцов сближается с Н. Чернышевским, Д. Писаревым, П. Ткачевым, сотрудничает в «Искре» и других передовых изданиях. В этом же году появляется его цикл очерков — «Письма об Осташкове», в гоголевско-щедринских традициях развенчивающих официальный «миф» о чудо-городе, в котором благородными градоправителями — купцами и помещиками — якобы все делается на благо его жителей. Рассказы, которые пишет Василий Слепцов в те же годы, отличаются глубоким проникновением в крестьянский быт, мастерским воспроизведением народной речи, юмором. Недаром их высоко ценили Л. Толстой, М. Салтыков-Щедрин, А. Чехов, М. Горький.

Одним из первых Слепцов глубоко и всерьез увлекся «женским вопросом» — в связи с развернувшейся в 60-е гг. борьбой за равноправие женщин: читал научно-популярные лекции, устраивал переплетные мастерские, организовывал кружки популяризации знаний. Среди слушательниц лекций были Н. Суслова, дочь крестьянина, первая русская женщина — доктор медицины; С. Ковалевская — профессор математики и др.

Особую известность приобрела Знаменская коммуна, которую Василий Слепцов организовал в 1863 г. по принципу фаланстеров Фурье. В коммуну входило около десяти человек — мужчин и женщин. Среди правил коммуны было — труд на благо всех, равноправие, совместное ведение хозяйства, просвещение и образование всех членов. Просуществовав несколько месяцев, коммуна распалась — отчасти вследствие различных взглядов ее участников на права и обязанности членов коммуны, а в большей степени — из-за неблагоприятной общественной атмосферы и полицейского надзора.

В 1865 г. появилось «самое крупное и наиболее зрелое», по словам М. Горького, произведение Василия Алексеевича Слепцова — повесть «Трудное время». Ее жанр лучше всего определить как политическую сатиру на пореформенную Россию. По многочисленным намекам, которые имеются в повести, можно, в частности, установить время действия — лето 1863 г. С государственными реформами начала 60-х гг. был связан рост революционно-демократического движения, выразившийся в двух тысячах официально зарегистрированных крестьянских выступлений, в студенческих демонстрациях, в национально-освободительном восстании в Польше. Зимой 1863 г., воспользовавшись паникой в связи с пожарами в С.-Петербурге, Симбирске, Саратове и других городах, правительство обвинило в поджогах революционеров, «нигилистов» и прочих «бунтовщиков». Были проведены массовые аресты, ужесточилась цензура, с лета 1862 г. закрыты на 8 месяцев «Современник» и «Русское слово».

Это было поистине «трудное время» для революционных демократов и поддерживающих их кругов. Сам Василий Слепцов тяжело переживал крушение революционных надежд. Летом 1863 г. он писал одному из своих адресатов за границу: «Кто это так бесчеловечно посмеялся надо мной, сказав вам, что я жизнью тешусь? Я не могу придумать для этого человека лучшего мщения за насмешку, как пожелать ему тешиться жизнью точно так, как я ею тешусь, особенно теперь в России, когда можно различать людей только по тому, как они чувствуют себя в настоящую минуту». Примерно в эту же пору происходит действие повести «Трудное время»: в гости к своему давнему другу, помещику Александру Васильевичу Щетинину, приезжает из Петербурга «сочинитель» Яков Васильевич Рязанов.

Живописная сторона повести не увлекает Слепцова. С первых же страниц, бегло обрисовав местность и интерьер дворянской усадьбы, он приступает к главному, ради чего и написано произведение, — к разговору о пореформенной ситуации в деревне, в столице, вообще в России; об истинном значении царских милостей, главную из которых — отмену крепостного права — Рязанов иронически называет «великой хартией вольности». Отношение к ней у помещиков неоднозначное. Один, узнав о царском манифесте, сообщил своим людям: «Если кто-нибудь из вас посмеет только пикнуть об этой воле — запорю»; другой — как Щетинин — великодушно дарует крестьянам землю, а те еще и отказываются, справедливо (основываясь на опыте многих поколений) полагая, что «барин» обязательно «надует».

Одной из самых интересных черт произведения Слепцова является богатейший эзопов язык, сложная система намеков, иносказаний, позволившая через цензуру «протащить» (хотя и немало пострадавшую) повесть ярко антиправительственного содержания. В этом писатель шел по стопам Чернышевского и его романа «Что делать?», рисуя, правда, своего героя уже в иной политической ситуации, нежели Чернышевский.

При всей активно обличительной позиции Рязанова он все же видится в изображении писателя Василия Слепцова человеком опечаленным и утомленным. Он скрывается в провинции после разгрома, которому подверглись в столице демократические организации, он вынужден отступить под натиском реакции. Но он не оставил надежды на победу в будущем: для дальнейших «боев» он готовит новых бойцов — Марью Николаевну Щетинину и дьячкова сына, которого в финале повести увозит с собой. Марья Николаевна едет в Петербург, бросая мужа, не поднявшегося до высоких идеалов «служения общему делу». В Петербурге Рязанов советует ей пойти в коммуны, хотя и скептически отзывается об их руководителях. Скептицизм Рязанова понятен: революционно-демократическое движение потеряло в 1861 г. Добролюбова, в тюрьме находились Чернышевский, Писарев, один из лидеров «Земли и воли» Серно-Соловьевич и многие другие.

По отношению к крестьянству и помещикам у Слепцова чувствуется печальная ирония человека, который сомневается во всем, что в ту пору было принято думать и говорить о деревне. С большей резкостью, чем в предыдущих произведениях, он описывает в повести отрицательные черты крестьянства — покорность помещикам и властям, темноту, грубость нравов, верно понимаемые им как следствие многовекового закабаления народа.

В 1861 г. Огарев в «Колоколе» сказал: «Старое крепостное право заменено новым... Вообще крепостное право не отменено. Народ царем обманут». Это прекрасно видел Василий Слепцов. С беспощадной правдивостью, в кратких, но впечатляющих сценах показал он нищету «освобожденного» крестьянства, новые утонченные способы его эксплуатации, тесную связь помещиков, духовенства и властей. Очень выразителен иносказательный рассказ Рязанова о новом способе «дрессировки собак», которых «теперь не бьют», а морят голодом, в сочетании с рассказом одного помещика о «новом» и очень эффективном способе сбора податей (держать мужиков запертыми в амбаре). Александр Васильевич Щетинин не применяет таких варварских способов, он либерал, готовый даже бесплатно раздать землю крестьянам. Но главный удар разящей сатиры Слепцов направляет именно против либерального реформизма в лице Щетинина, всячески подчеркивая, что щетинины при любых личных качествах остаются прежде всего эксплуататорами народа. И чем они добрее и гуманнее внешне, тем хуже для народа, так как тем труднее распознать их истинную сущность.

Повесть «Трудное время» вышла в «Современнике» Некрасова, незадолго до этого поместившего на своих страницах роман Чернышевского. Д. Писарев отозвался на нее в статье «Подрастающая гуманность», опубликованной в «Русском слове». Повесть Слепцова является политически острым, мастерски выполненным художественным произведением.

Источник: Энциклопедия русской жизни. Роман и повесть в России второй половины XVIII - начала XX в. / Под ред. В.И. Кулешова. - М.: Книжная палата, 1988

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Категория: Другие авторы | Добавил: katerina510 (12.03.2020)
Просмотров: 17 | Теги: Слепцов, творчество Слепцова