Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Другие авторы

Сергей Тимофеевич Аксаков: обзор творчества писателя

  • Статья
  • Еще по теме

Литературное наследие Сергея Тимофеевича Аксакова, творившего более полувека, разнообразно и неравноценно. Воспитанный на образцах русского классицизма XVIII в., поклонник теорий литературного архаиста Шишкова, он долгое время не мог освободиться в своем творчестве от устарелых традиций, найти свою манеру письма.

Знакомство с Гоголем, с его произведениями оказалось решающим для становления реалистического мастерства Аксакова-писателя. Позже в мемуарах «История моего знакомства с Гоголем» (опубликованных в 1890 г.) Аксаков с любовью воссоздал историю взаимоотношений с ним.

Глубокий интерес к живой действительности, простота и естественность лежат в основе не только прославленной автобиографической трилогии Аксакова, но видны уже и в первом его небольшом реалистическом очерке «Буран» (1834), «Записках ружейного охотника Оренбургской губернии» (1852), в «Рассказах и воспоминаниях охотника о разных охотах» (1855). Эти книги, проникнутые удивительным, аксаковским «чувством природы», придают читателю, по словам И. Тургенева, «твердость воли и чистоту помышлений», обогащают не только охотничью литературу, но и «общую нашу словесность».

Главное место в художественном наследии писателя занимают «Семейная хроника» и как бы продолжающие ее «Детские годы Багрова-внука» и «Воспоминания», раскрывающие историю трех поколений семьи Багровых, Аксаковых.

«Семейная хроника»

Во время создания «Семейной хроники» (1856) многие члены старшего поколения семьи были еще живы, и поэтому автор заменил некоторые действительные имена персонажей и ряд географических названий вымышленными. Но, к немалому огорчению писателя, современная критика установила полную тождественность литературных героев с их реальными прототипами. «У меня нет свободного творчества», — отмечал Аксаков, подчеркивая, что может писать, «только стоя на почве действительности, идя за нитью истинного события». Отсюда — своеобразный документализм его книг, использование семейных преданий, рассказов родителей.

Старый, патриархальный помещичий быт воссоздан в «Семейной хронике» чрезвычайно полно и жизненно. Драматическая картина переселения семейства Багровых в уфимское поместье с насиженных мест, безысходное горе крепостных крестьян, насильно оторванных от родного края, и контрастирующая с этим настроением радость, царящая в барском доме по поводу выгодной покупки новых земель, сразу же вводят в атмосферу помещичьего быта. Хотя Сергей Аксаков не стремился быть обличителем крепостничества, его произведение говорит само за себя. Яркий характер дедушки Степана Михайловича, сочетающего крутое самовластие, припадки неудержимого гнева с ясным умом и здравым смыслом; буйные «подвиги» и жестокости, чинимые над подвластными ему людьми помещиком Куролесовым; портреты второстепенных персонажей — «мрачного генерала» Ерлыкина, сердечного дядьки Евсеича, хитрого дворецкого Калмыка — впечатляюще воссозданы Аксаковым. В неторопливой эпической манере повествует он о важнейшем событии в доме — женитьбе молодого Багрова (своего отца), причем симпатии автора явно отданы своей будущей матери Софье Николаевне. Это незаурядная и сильная личность, пылкая и обаятельная, хотя и не лишенная некоторых отрицательных черт. Реалистически рисуя ее образ, писатель говорит о ней с огромной признательностью, подчеркивая самоотверженность этой женщины, доходящую в любви к детям до полного самопожертвования.

«Детские годы Багрова-внука»

В «Детских годах Багрова-внука» (1858) роль, отведенная Софье Николаевне, также весьма значительна. Но в центре повествования здесь оказывается представитель третьего поколения семьи Багровых — Сережа, чья жизнь прослеживается от младенчества до девятилетнего возраста. Анализ душевного мира ребенка, его формирование и развитие — тема этой книги. По мастерству и глубокому психологизму это произведение можно сравнить с автобиографической трилогией Л. Толстого, однако характер аксаковского героя более пассивен и созерцателен. Влияние матери на становление Сережи, внимание к окружающему быту, контрасты которого вызывают у ребенка бесчисленные вопросы, постепенно расширяют его кругозор, развивают чувства и ум. Восприимчивый, живой, способный к серьезному переживанию, Сережа скоро постигает неполную искренность взрослых, явное неравенство господ и слуг, сложные, зачастую недобрые, нравы близких ему людей. Главный предмет его размышлений, однако, не поведение окружающих, а богатая жизнь природы, в общении с которой — неиссякаемый источник удовольствий ребенка. Природа у Аксакова — наставница мальчика; автор прослеживает тесную связь ее величавой гармонии с душевным строем человека.

Н. Добролюбов в статье «Деревенская жизнь помещика в старые годы», сравнивая «Семейную хронику» и «Детские годы Багрова-внука» с произведениями писателей-обличителей, усматривал причину огромного успеха книг Аксакова в ощущении «живой были» и задушевности. Хотя критик хорошо понимал идейную ограниченность писателя, он считал возможным использовать его творчество в борьбе против крепостнического строя.

«Воспоминания»

«Воспоминания» (1856) хронологически завершают автобиографическую трилогию Аксакова и рисуют его пребывание в гимназии и университете в Казани. Семейные обстоятельства, нежелание родных увидеть свои портреты в печати не позволили писателю дать столь же широкую и художественно законченную картину жизни, как в двух вышеназванных книгах. Однако и здесь немало интересных страниц, раскрывающих сложные переживания подростка, самозабвенную любовь к нему матери, жесткие порядки, царившие в воспитательной системе казенных учреждений.

В основе неоконченной повести «Наташа» (1856) — дальнейшая судьба любимой сестры писателя, под именем «Надежиньки» выведенной в его автобиографических сочинениях. Последняя вышедшая при жизни Аксакова книга — «Разные сочинения» (1858; в настоящее время печатается под названием «Литературные и театральные воспоминания»).

Источник: Энциклопедия русской жизни. Роман и повесть в России второй половины XVIII - начала XX в. / Под ред. В.И. Кулешова. - М.: Книжная палата, 1988

🔍 смотри также:
Понравился материал?
3
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 1460